Чемпионат мира по велоспорту 2017: Мужская групповая гонка

Норвегия, Берген, сильнейшие велосипедисты мира – обзоры трасс и анализ основных фаворитов
Чемпионат мира в Бергене подходит к концу. Наступает время разыграть последний, но вместе с тем и самый престижный комплект медалей. Сегодня за титул чемпиона в групповой гонке будут сражаться мужчины.
История

Первый чемпионат мира по велоспорту прошел в 1921-м году в Копенгагене, именно тогда и был впервые разыгран титул в мужской групповой гонке. Чемпионом стал швед Гуннар Скельд. Надо отметить, что до 1927-го медали разыгрывали только любители. Чемпионат мира 1927-м года в немецком Нюрбургринге стал первым, на котором разыгрывались медали, как в любительской гонке, так и в профессиональной. Первым чемпионом мира среди профессионалов стал легендарный итальянец Альфредо Бинда. Мировые чемпионаты проводились ежегодно, исключением стали только годы Второй Мировой Войны (1939-1945).

Если считать все чемпионаты мира (за исключением любительских гонок 1921-1926 годов), то чаще других победу праздновали бельгийцы, на их счету 26 побед, 19 раз титулом чемпиона мира владели гонщики из Италии, 8 раз французы. По три раза чемпионами мира становились Альфредо Бинда, Рик ван Стеенберген, Эдди Меркс и Оскар Фрейре. Гонщики из России никогда чемпионами не были, но Дмитрий Конышев и Александр Колобнев дважды поднимались на пьедестал почета. Единственным чемпионом мира из стран бывшего СССР является латыш Романс Вайнштейнс, который стал сильнейшим в 2000-м году.

В последние годы география чемпионов расширяется. Начиная с 2009-го года Кэдел Эванс (Австралия), Тор Хусховд (Норвегия), Руй Кошта (Португалия), Михал Квятковски (Польша) и Петер Саган (Словакия) стали первыми в истории своих стран чемпионами мира в групповой гонке. Петер Саган через несколько часов может стать первым в истории гонщиком, побеждавшим на чемпионате мира в групповой гонке три года подряд, такое достижение раньше никому не покорялось.


Маршрут

Общая протяженность гонки у мужчин составит 267,5 километров. Болельщики следящие за гонками чемпионата наверняка уже успели хорошо изучить круг в Бергене, о нем мы писали в превью посвященном молодежной гонке.
Профессионалы начнут свои соревнования не в Бергене, перед въездом на круг они преодолеют 39,5 километров по местности изобилующей живописными фьордами. Рельеф этого отрезка равнинный, и он не должен ни на что повлиять. Вчера эти же 40 километров проехали юниоры и ничего интересного на этой части дистанции не произошло.

На 40-м километре участники соревнований въедут на круг, который они преодолеют 12 раз (первый раз круг не будет полным). Профиль круга в Бергене всеми хуже хорошо изучен, основные трудности рельефа расположены на первой его половине. На 3-м километре начнется 1500-метровый «апхильный» участок со средним градиентом до 4%, первая его часть заметно труднее второй. После короткого спуска дорога вновь пойдет в гору, на сей раз километр с градиентом 5%, затем короткая передышка и ключевой кусок круга - подъем на Salmon Hill. Протяженность подъема 1,5 км, а средний градиент 6,4% (первые 500 метров с градиентом 7,8%). Вторая половина круга преимущество «даунхильная», на ней хватает поворотов, но все они достаточно простые. На заключительных 450 метрах сразу два виража.


Погода

Удивительно, но большинство гонок чемпионата все-таки были сухими. В последний день чемпионата погода и вовсе будет близка к идеальной. 14-15 градусов на старте, а к завершению гонки станет теплее, 17-18 градусов. Вероятность осадков не более 5%. Ветер незначительный, всего лишь 2-3 метра в секунду.


Фавориты и возможные варианты развития событий

В первую очередь надо разобраться в тактике сильнейших сборных. Некоторые команды рассчитывают на спринт, некоторые надеются развалить основную группу за счет атак и есть сборные, в составе которых есть как сильные финишеры, так и спринтеры.

Для начала отметим коллективы, которые будут вести гонку в агрессивном стиле. В первую очередь это представители сборных Бельгии и Франции. Капитаном бельгийцев станет Грег ван Авермат, он обладает хорошей финишной скоростью, но, разумеется, он не будет ждать спринтерской развязки с участием таких гонщиков, как Александр Кристофф или Фернандо Гавирия. Определенная свободу получат Филипп Жильбер и находящийся в блестящей форме Тим Велленс, но и они будут искать свои шансы в атаках. Да, в составе сборной есть Йенс Кейкелере и Яспер Стейвен, но они должны помогать лидерам команды, а не экономить силы на спринт. Впрочем, очевидно, что ван Авермат будет ждать последнего круга, а его помощники должны активничать на более ранних стадиях гонки. Кто знает, может быть один из лейтенантов победителя «Париж – Рубе» сам вытащит счастливый билет.
Легендарный наставник сборной Франции Сириль Гимар объявил капитаном команды Жулиана Алафилиппа, а вторым лидером Тони Галлопана. Оба гонщика, как это положено сильным однодневщикам, могут хорошо спринтануть, но ждать группового финиша они явно не намерены. Сборная Польши не так сильна, зато ее лидер Михал Квятковски очень хорош. Очевидно, что вариант с групповым спринтом его тоже абсолютно не устраивает. Чемпион мира 2014 года попробует свои силы на последних кругах.

Самой грозной сборной с сильным спринтером и атакующим гонщиком должна стать Норвегия. Эдвальд Боассон Хаген на последних гонках смотрелся впечатляюще, а в эту среду он весьма прилично проехал «разделку», хотя и не рассчитывал в ней на высокий результат. Хаген должен атаковать, а вот за спринт должен отвечать Александр Кристофф, выигравший за последние несколько лет групповые финиши на большинстве монументальных однодневок.
Похожая ситуация в сборных Италии, Нидерландов и Германии. У «скуадра адзурры» вообще тяжело отличить лидеров от «грегари», похоже в самой сборной Италии не знают, на кого сделать ставку, косвенно это в интервью подтвердил находящийся в прекрасной форме Маттео Трентин. На роль капитана могут претендовать сразу четверо – Колбрелли, Трентин, Вивиани и Москон. Первые двое сейчас на ходу, они могут неприятно удивить соперников в спринте, а также оказаться в небольшой группе элитных атакующих гонщиков. Молодой Москон может рассчитывать только на атаку, финишировать он может, но в борьбе с самым быстрыми соперниками ему ловить нечего. На бумаге Элиа Вивиани самые сильный спринтер команды, но удержать в основной группе на тяжелом рельефе после более чем 250 километров ему будет крайне тяжело.
В Нидерландах главной ставкой на успешную атаку должен быть Том Дюмулен, уже завоевавший в Бергене два золота, а в спринте можно надеяться на Дэнни ван Поппеля, правда в заявку свой страны он попал в последний момент. Немцы заявили Никиаса Арндта и Тони Мартина в качестве двух ключевых гонщиков. Ясно, что на Арндта надеются в случае массового спринта, а на Мартина в случае успешной атаки, правда трудно представить, что у Тони может сейчас что-то получиться в групповой гонке.

Как ни странно, но явно надеяться на спринт будет сборная Колумбии. Летом Фернандо Гавирия получил травму голени, но похоже, что он все-таки успел подготовиться к чемпионату мира должным образом. На последних стартах он оставил приятное впечатление. Для колумбийских горняков трасса все-таки недостаточно сложная, поэтому либо Гавирия, либо никто.
Главный фаворит букмекеров и действующий двукратный чемпион мира Петер Саган может побеждать как за счет спринта, так и за счет мощной атаки. Два своих чемпионских титула словак завоевал совершенно в разном стиле. В 2015-м в Ричмонде он оторвался от всех на последнем холме, а в 2016-м в Дохе попал в первый эшелон и дождался спринтерской развязки. Команда у Петера традиционно слабая, на последних кругах он наверняка будет изолирован и в очередной раз окажется в непростой ситуации. Петер может атаковать сам, но не многие гонщики будут готовы работать с ним сменами. Сидеть в пелотоне и ждать спринта тоже будет непросто, ведь соперники могут опередить на последних метрах, да и атакующих гонщиков могут не догнать. Поклонников словака немного настораживает информация, что на прошлой неделе Саган болел и пропустил несколько важных тренировок.
Примерно в такой же ситуации окажется австралиец Майкл Мэттьюз. Вряд ли он будет инициатором атаки, но он уже давно не просто один из резвых финишеров, а гонщик, способный успешно отвечать на ускорения сильнейших соперников. Не факт, что Майкл решит просто ждать спринтерской развязки, в массовом спринте его могут опередить более резвые конкуренты.

Из представителей других стран можно выделить гонщиков, способных удивить в спринте из серьезно просеянного пелотона, в первую очередь на ум приходят Микаэль Альбазини, Серен Крал Андерсен, Магнус Корт Нилсен, Лука Мезгец, Жан-Пьер Дрюкер и Ариэль Максимилиано Ричезе.

Наиболее хорошие шансы из гонщиков бывшего СССР имеет представляющий Казахстан Алексей Луценко. За сборную России выступят Максим Бельков, Сергей Чернецкий, Вячеслав Кузнецов, Александр Порсев, Иван Савицкий и Ильнур Закарин. Бороться за высокие местам нашим ребятам будет непросто, но у них наверняка готов план для каждого из сценариев.

Учитывая достаточно комфортные погодные условия сделаем ставку на групповой спринт из 30-40 гонщиков.

Наша призовая тройка:
1. Фернандо Гавирия;
2. Александр Кристофф;
3. Маттео Трентин.

Велоспорт сам себя не полюбит!

Присоединяйтесь к Gruppetto в Telegram:
1) канал с последними материалами нашего сайта https://t.me/gruppetto
2) чат для обсуждения велогонок https://t.me/gruppettochat
3) чат, где можно и нужно задать вопрос о велотренировках и велосипедах https://t.me/gruppettopower

До встречи!
Made on
Tilda