Арденнский монумент: превью
Liege – Bastogne – Liege

История, маршрут и основные претенденты на победу
на Liege – Bastogne – Liege 2017
До завершения сезона весенних классик осталась всего одна гонка. Разумеется, речь идет о четвертом монументе сезона, самой старой действующей классике - «Льеж – Бастонь – Льеж». Гонка проводится в Валлоне, франкоговорящей южной части Бельгии, а главными трудностями её рельефа являются находящиеся на этой территории Арденнские горы. Валлонцы считают главной гонкой сезона именно «Льеж – Бастонь – Льеж», а их северные соседи фламандцы свою «Ронде ван Влаандерен».
История и цифры

Впервые гонка «Льеж – Бастонь – Льеж» состоялась аж в 1892 году и её часто называются «Ла Дойенн» (франц. – старая леди). Организатором гонки в очередной раз стала газета, в случае с «Льеж – Бастонь – Льеж» это была L'Expresse. Тогда гонка вовсе не стартовала и финишировала в Льеже, а проходила по маршруту Спа – Бастонь – Спа. Общая протяженность заезда была близка к той, которую гонщики преодолевают в наше время – чуть более 250 километров. Первым победителем гонки стал валлонец Леон Уа. Примечательно, что в 1892-1893 годах «Спа – Бастонь – Спа» проводилась для любителей, а в 1894 на старт вышли уже профессионалы, но это ничуть не смутило Уа, который выиграл все три первых издания гонки, сначала две любительские, а потом и профессиональную.

С 1895 по 1907 годы гонка не проводилась, а после своего возвращения в 1908 году она уже стартовала и финишировала в Льеже, как в наше время. Первую гонку прошедшую именно по маршруту Льеж – Бастонь – Льеж выиграл француз Андре Трусселье. Гонка также не проводилась в 1910-м, а в дальнейшем проходила каждый год, за исключением периода мировых войн, с 1914-го по 1918-ый, а также с 1940-го по 1942-ой и в 1944 году. Со временем на «Ла Дойенн» стало приезжать много гонщиков из Фландрии и именно они чаще всего выигрывали гонку, все-таки на севере Бельгии велоспорт всегда был более популярен, чем на франкоговорящем юге. С 1951 года «Льеж – Бастонь – Льеж» стала частью «Челленджа Дегранжа и Коломбо», а с 1958-го вошла в серию гонок «Супер Престиж», которую можно считать прообразом нынешнего мирового тура.

С годами маршрут гонки менялся, но изменения были незначительными. Серьезные перемены начались в начале 90-х, когда в маршруте появились новые тяжелые холмы. В 1992-году финиш «Льеж – Бастонь – Льеж» перенесли из центра города в пригородный Анс, в котором гонка заканчивается и по сей день. До этого классика финишировала на равнинном участке, а в Ансе гонщики заканчивают её на вершине пологого подъема.

В свое время «Льеж – Бастонь – Льеж» вовсе не считалась самой престижной арденнской классикой. Этот статус имела «Флеш Валлонь», которая проходила после «Льеж – Бастонь – Льеж». Тогда две валлонские классики проводились два дня подряд – в субботу «Льеж – Бастонь – Льеж», а в воскресенье «Флеш Валлонь». За годы проведения двух фламандских гонок сделать на них дубль удавалось всего семи гонщикам – по два раза швейцарцу Фердинанду Кюблеру и ныне выступающему Алехандро Вальверде, по разу бельгийцам Стану Окерсу, Эдди Мерксу и Филиппу Жильберу, а также итальянцам Морено Арджентину и Давиде Ребеллину. Ребеллин и Жильбер два единственных гонщика в истории, которым удавалось сделать хет-трик «Амстел Голд Рейс», «Флеш Валлонь» и «Льеж – Бастонь – Льеж» за один сезон, а Жильбер и вовсе единственный гонщик в истории с невероятным покером, в 2011 году он выиграл не только три вышеперечисленные арденнские классики, но и «Брабантсе Пейл», во многом схожую по рельефу с престижной тройкой гонок.

На данный момент «Ла Дойенн» проводилась 102 раза и гонщики из Бельгии выигрывали ее 59 раз, 12 побед у итальянцев, шесть у швейцарцев и пять у французов. Рекордсменом по количеству побед является легендарный Эдди Меркс, который выигрывал «Льеж – Бастонь – Льеж» пять раз, четыре победы у итальянца Морено Арджентина, трижды сильнейшими становились Леон Уа, Альфонс Схеперс, Фред де Брейне и Алехандро Вальверде. Очень удачно на гонке выступают представители Казахстана, усилиями Александра Винокурова и Максима Иглинского они выигрывали «Льеж – Бастонь – Льеж» три раза. Россиянин Евгений Берзин финишировал первым во время своего феноменального сезона 1994 года. Действующим победителем гонки является голландец Ваут Пулс, который не будет защищать свой титул из-за проблем с коленом.

Наиболее интересными и драматичными были издания гонки, которые состоялись в 1957 и 1980 годах. В 1957-м первым финишировал Хермэн Дерейке, а вторым через три минуты Франс Схауббен, но Дерейке на одном из участков гонки пересек закрытый железнодорожный переезд. Организаторы решили, что преимущество Дерейке было слишком велико и победа не была достигнута благодаря нарушению, но все-таки провозгласили Схауббена втором победителем гонки. В 1980 году валлонская классика проходила в экстремальных погодных условиях, с самого старта шел снег, в наше время гонку скорее всего просто отменили бы, но в тот период об этом просто не могло быть и речи. Еще за 80 километров до финиша знаменитый француз Бернар Ино сбежал от своих конкурентов и финишировал с преимуществом в более чем девять минут. Ино отморозил себе два пальца на правой руке, двигать ими в полном объеме он смог только через три недели после той «Ла Дойенн».
В 2016 году «Льеж – Бастонь – Льеж» тоже проходил в тяжелых условиях, на некоторых участках гонки шел снег, но 36 лет назад все было гораздо хуже.


Маршрут

В этом году общая протяженность маршрута составит 258 километров, на пять километра больше, чем в прошлом. Гонщикам предстоит преодолеть 10 подъемов, восемь из которых находятся на второй половине дистанции, в действительности подъемов будет даже больше, отдельно отмечаются только самые сложные. Подъемы Валлонии длиннее и круче по средним градиентам тех, что мы видели в прошлое воскресенье на «Амстел Голд Рейс».
Гонка будет проходить по своему историческому маршруту. После старта в Льеже пелотон отправится в южном направлении в сторону Бастони, добравшись до нее гонщики поедут в обратном направлении и финишируют в пригородном Ансе. Возвращение из Бастони в Льеж занимает целых 164 километра, потому что на обратном пути дорога будет петлять, чтобы в маршрут попали все тяжелые подъемы, которыми славится «Ла Дойенн».
Не будем останавливаться на описании всех подъемов гонки, потому что всем прекрасно ясно, что первые из них на судьбу гонки никак не повлияют, но ознакомиться с общим перечнем и градиентами все-таки стоит.
В этом году в маршрут включен подъем на Кот де ла Ферм Либер, на вершине которого участники окажутся на отметке 180 километров, то есть за 78 километров до финиша в Ансе. Кот де ла Ферм Либер имеет протяженность 1,2 км и средний градиент 12,1%. Именно этот подъем будет самым крутым в этом издании гонки.
После восхождения на Ферм Либер гонщикам предстоит подняться на два традиционных для «Льеж – Бастонь – Льеж» подъема – Коль ду Росье и Кол ду Макисар. Росье (4,4 км, 5,9%) и Макисар (2,5 км, 5%) одни из самых затяжных, но при этом и самых пологих подъема гонки. На вершине Макисара гонщики окажутся на отметке 211 километров. На 221-м километре начнется штурм легендарного подъема Кот де ла Редут (2км, 8,9%). В 70-80-х годах прошлого столетия судьба гонки чаще всего решалась именно на ла Редут, но в последние десятилетия велосипедные соревнования стали более закрытыми и фавориты на Редут в решающую атаку в последние годы уже не идут.
После Редута участникам предстоит подняться на еще один короткий подъем, который организаторы гонки решили отдельно не отмечать, а затем последует достаточно затяжной участок «даунхилла». На 238-м километре начнется подъем на Кот де ля Рош-о-Фокон (1,3 км, 11%). Этот подъем в маршруте гонки появился относительно недавно, впервые его проходили в 2008-м году. Примечательно, что часто судьба гонки решалась даже не на самом Рош-о-Фокон, а на коротком тягуне, который проходится после Рош-о-Фокон, именно на нем в 2010 году от конкурентов сбежали Александр Винокуров и Александр Колобнев.
Последним предфинишным подъемом гонки станет штурм Кот де Сан-Николя (1,2 км, 8,6%), вершина которого будет пройдена всего за пять с километров до финиша. В последние годы именно на Сан-Николя обычно и определяется небольшая группа гонщиков, которая разыгрывает победу на финишном тягуне в Ансе.
Последние пять километров гонщики будут ехать преимущественно под гору, только за полтора километра до заветной черты начнется заключительный тягун, который будет иметь средний градиент в районе 5%. Тягун несложный, но после более чем 250 километров гонки дается он очень непросто. В 2016 году сильнейшим в спринте из группы состоящей из четырех гонщиков оказался Ваут Пулс, в 2014 и 2015-м годах гонку выигрывали Саймон Герранс и Алехандро Вальверде, а в группе с ними до самого конца удерживались по 10-12 гонщиков.
В 2016-м организаторы решились на достаточно оригинальный шаг и добавили в маршрут гонки на последних километрах крутой брусчатый подъем Кот де ла Ру Наньон. Именно на нем и сформировалась группа гонщиков, которая облюбовала в итоге места на пьедестале, но в этом году от этого подъем решили отказаться.


Погода

По предварительному прогнозу погоды в день соревнований температура воздуха составит 8-10 градусов, вероятность осадков – 20-30%, сила ветра – 4-5 метров в секунду. В общем, погода должна быть гораздо лучше, чем в прошлом году.


Фавориты и возможные варианты развития событий

Тенденции последних лет таковы, что ключевое значение имеют последние километры, а именно подъем на Кот де Сан-Николя и финишный подъем в Ансе. Удачных атак на Рош-о-Фокон и уж тем более на Кот де ла Редут в последнее время бывало немного, но этот сезон весенних классик примечателен тем, что почти на всех гонках атакующие гонщики добиваются успеха, даже на тех, на которых у них изначально было не так уж и много шансов. Так было и в прошлое воскресенье, когда большинство специалистов ожидало спринтерский финиш на «Амстел Голд Рейс», но успешной оказалась атака, которая произошла еще за 40 километров до финиша. На такой гонке, как «Льеж – Бастонь – Льеж» вероятность спринтерской развязки чуть выше, чем вероятность успешной затяжной атаки, но вместе с этим надо признать, что контролировать гонку в это воскресенье должно быть тяжелее, чем на «Амстел Голд Рейс».

Явным предстартовым фаворитом считается всем хорошо известный испанец Алехандро Вальверде, который побеждал на «Ла Дойенн» уже три раза. Только что Вальверде в великолепном стиле в пятый раз в карьере выиграл «Флеш Валлонь», реабилитировавшись тем самым за неудачу на «Амстел Голд Рейс», на которой знаменитый испанец не только не сумел занять высокое место на финише, но и не нашел силы ответить на атаку Михала Квятковски на одном из самых крутых холмов. Кажется, что Вальверде явный фаворит, но такая же ситуация была с ним и в прошлом году. Он подошел к гонке в качестве главного претендента на победу, но финишировал только во втором десятке. Большинство экспертов объясняют провал прошлого года слишком холодной погодой, которую, как известно, Вальверде не слишком любит. В этом году прогноз погоды более благоприятный, даже если во время гонки будет идти дождь, слишком холодной она не будет. Другой серьезной проблемой для Вальверде может стать слабость его команды. Усилий его партнеров хватило для того, чтобы догнать всех беглецов на «Флеш Валлонь», но там существенную поддержку «Мовистару» оказали помогавшие Микаэлю Альбазини представители Orica – Scott. «Льеж – Бастонь – Льеж» гонка более сложная и если у Movistar не окажется союзников, то Вальверде придется очень несладко. Усилий Даниэля Морено, Карлоса Бетанкура и Хесуса Эррады может оказаться недостаточно. Поэтому Вальверде нужно быть начеку и возможно не ждать финиша, а атаковать самому или отвечать на атаки других сильных гонщиков, таких как Дэн Мартин или Серхио Энао.
Наиболее сбалансированным и сильным выглядит состав Team Sky и это при том, что в гонке не выступит представляющий британскую команду Ваут Пулс, одержавший победу в прошлом сезоне. У Sky есть гонщики, которые могут выиграть «Ла Дойенн» при любом варианте развития событий, двумя защищенными гонщиками наверняка будут Михал Квятковски и Серхио Энао. Колумбиец Энао славится своей любовью к коротким и крутым подъемам, которыми изобилует маршрут «Льеж – Бастонь – Льеж», такой рельеф ему подходит больше затяжных марафонских перевалов. После своей победы на «Париж – Ницца» Серхио разочаровал своих поклонников на «Туре Страны Басков», с трудом попав на нем в первую десятку. Зато на первых двух арденнских классиках Энао был в полном порядке, он занял шестое место на «Амстел Голд Рейс», попутно помогая Квятковски, а затем остановился в шаге от призового места на «Флеш Валлонь». В последние годы Серхио сильно не везло и он был вынужден пропускать подходящие ему арденнские классики. Сильным финишным рывком Энао не обладает и шансов против сильных финишеров у него немного, поэтому логичным будет предположить, что колумбиец будет пробовать атаковать заранее, например на Рош-о-Фокон.
Михал Квятковски, в свою очередь, хорош в спринте и может рассчитывать на победу, если гонка закончится массовой разборкой на последнем километре. Логично со стороны Team Sky было бы отправить Энао вперед заранее, а Квятковски сконцентрироваться на Вальверде и ждать Сан-Николя с Ансом. На «Амстел Голд Рейс» поляк был очень хорош, он стал единственным гонщиком, который сумел влиться в группу Жильбера после атаки на Крейсберге. На крутом участке Койтенберга Квятковски сумел сбросить с колеса даже Вальверде с ван Аверматом. На «Флеш Валлонь» Михал ничего противопоставить Алехандро не смог, заняв в итоге достаточно скромное седьмое место. Тем не менее, очевидно, что поляк находится в хорошей форме и готов подняться выше третьего места, которое он занимал в 2014 году. Помимо Квятковски с Энао в составе Team Sky на старт выйдет итальянец Диего Роза, атаковавший вместе с Ильнуром Закариным на последних километрах «Льеж — Бастонь — Льеж» прошлого года. Если Роза будет в таких же кондициях и в этом году, то он вполне может повлиять на ход гонки на последних километрах.
Не менее сильным, а скорее даже более сильным должен был быть состав команды Quick Step Floors, но из-за травм в гонке не смогут принять участие Жулиан Алафилипп и Филипп Жильбер. В связи с этим безоговорочным капитаном бельгийской команды будет ирландец Дэн Мартин, побеждавший на «Ла Дойенн» в 2013 году. Причем, ирландец имел прекрасный шанс выиграть гонку два раза подряд, но в драматичной развязке в 2014-м он упал на вираже при выходе на финишную прямую. На тот момент ирландец сумел оторваться от тройки Герранс - Вальверде - Квятковски и догонял находящегося впереди Джампаоло Карузо. Гонку в итоге выиграл Герранс, но большинство специалистов сходится в том, что побеждать должен был именно Мартин.
В 2015 году Дэн Мартин сошел с гонки из-за падения, а в прошлом году выступил неудачно и сослался на слишком холодную погоду. Вчера Мартин уже третий раз в карьере поднялся на пьедестал «Флеш Валлонь», финишировав на втором месте. Ирландец прорвался на второе место на последних 200 метрах, спровоцировав разговоры о том, что он вполне мог одолеть Вальверде, если бы находился на более выгодной позиции. Надо заметить, что Мартин очень часто поднимается на Мур де Уи именно в подобном стиле, да и у подножья горы он был расположен не слишком плохо, поэтому шансов против Вальверде у него не было ни при каких раскладах. Тем не менее, Дэн подтвердил, что он находится в хорошей форме и может рассчитывать даже на победу, в 2013-2014-м годах именно он был сильнейшим гонщиком на «Льеж – Бастонь – Льеж», пусть и выиграл он гонку всего один раз. Нарушителем спокойствия от Quick Step Floors вполне может быть и Боб Юнгелс, который был заметен на «Амстел Голд Рейс» и «Флеш Валлонь», однако на самых крутых участках он все-таки заметно слабее фаворитов и ему нужно атаковать заранее.
Победитель главной валлонской классики 2014 года Саймон Герранс в последние пару лет заметно сдал, на его результатах сказывается уже немолодой для велоспорта возраст, в этом году австралийцу исполняется уже 37 лет. Его партнер по команде и ровесник Микаэль Альбазини с годами, как вино, становится только лучше. В прошлом году швейцарец был вторым, но именно он атаковал на Ру Наньон и сформировал группу лидеров из четырех гонщиков, а потом тащил ее на финиш почти без смен. Альбазини уступил в спринте Пулсу, но практически ни у кого не было сомнений, что именно Микаэль был в тот день сильнейшим. Раньше Микаэль славился только своими стабильными результатами на «Флеш Валлонь», но достигнув ветеранского возраста он начал гоняться на арденнских классиках все сильнее и сильнее. В 2015-м, он после череды попаданий в первую десятку, наконец, поднялся на пьедестал на «Флеш Валлонь», в прошлом стал вторым на «Льеж — Бастонь — Льеж», а уже в этом стал третьим на «Амстел Голд Рейс». Вчера Альбазини занял на Мур де Уи пятое место, еще раз убедив всех, что с формой у него полный порядок и он претендент на самые высокие места на «Ла Дойенн». У швейцарца есть все необходимые качества для успеха в гонке. Главное, чтобы он был так же силен, как в прошлом году.

Решил принять участие в гонке безоговорочный лидер BMC Racing Team Грег ван Авермат, выигравший в этом году большинство брусчатых классик мирового тура. Грег хорош и на асфальтированных холмах, к тому же он в прошлом году стал олимпийским чемпионом на очень тяжелой трассе, которая подходила чистым горнякам, но надо иметь в виду, что бороться с сильнейшими на таком рельефе Грег может только тогда, когда находится на пике своей формы. Свой весенний пик ван Авермат планировал на брусчатые гонки, а на валлонскую классику он приедет уже на остатках своей форме. На «Амстел Голд Рейс» Грег не сумел попасть в нужную группу на Крейсберге, а потом от него уехал Квятковски. Безусловно, ван Авермат гонщик высочайшего класса и сбрасывать со счетов его нельзя никогда, он уже это доказывал, но нам кажется, что бороться за победу в Ансе ему будет тяжело. Бельгиец этой весной провел уже очень много гонок и его конкуренты должны иметь преимущество. В составе BMC Racing в гонке также примет участие сенсационный призер «Флеш Валлонь» Дилан Тейнс, но трудно предположить, что он сумеет претендовать на призовые места на «Ла Дойенн», несмотря на то, что в прошлом году он попал в первую двадцатку.

В стартовом листе гонки достаточно много гонщиков, которые могут при случае преподнести сюрприз. Мы бы выделили француза Уоррена Баргиля из Sunweb. В прошлом году Баргиль на последнем километре сумел оторваться от основной группы и занял на финише приличное шестое место. Уоррен был достаточно активен на «Амстел Голд», а на «Флеш Валлонь» попал в первую шестерку. Ясно, что молодой француз на ходу, и он может рассчитывать на высокое место, если сумеет атаковать в нужный момент. Очевидно, что затяжные тяжелые классические гонки его организм переносит неплохо. Еще одним возможным претендентом на высокое место от Sunweb может стать готовящийся к «Джиро» Том Дюмулен. В его активе пока нет призовых мест на самых престижных классиках, но всеми необходимыми качествами голландец обладает.


Экс-чемпион мира Руй Кошта из UAE Team Emirates в прошлом году финишировал на третьем месте. Португалец известен своим умением хорошо выступать на классических гонках. У него нет очень мощного финиша и он не обладает самым выдающим рывком в гору, но он сбалансированный гонщик и умеет хорошо выступать на затяжных однодневных гонках. «Флеш Валлонь» Руй проехал не слишком удачно, но он никогда и не был любителем Мур де Уи.

В числе других возможных претендентов нужно в первую очередь выделить колумбийца Ригоберто Урана, француза Ромена Барде, баска Иона Изагирре и бельгийца Тима Велленса. Несмотря на два своих призовых места на «Джиро», Ригоберто всегда был больше предрасположен к однодневным гонкам, еще в 21 год он становился призером «Джиро ди Ломбардия». На «Флеш Валлонь» Уран выступил неудачно, но «Ла Дойенн» должна подойти ему больше. Барде в последние годы неизменно добирается до финиша в Ансе в первых группах, пока лучшим его результатом на «Ла Дойенн» является шестое место, но он один из тех гонщиков, которые могут оказаться в сильной группе атакующих гонщиков.

Напоминаем, что gruppetto.ru организует просмотр Liege – Bastogne – Liege в Москве и мы ждём всех любителей велоспорта в воскресенье в баре «Энтузиаст».

Любите велоспорт!
Made on
Tilda