История и цифры
Впервые гонка «Льеж – Бастонь – Льеж» состоялась аж в 1892 году и её часто называются «Ла Дойенн» (франц. – старая леди). Организатором гонки в очередной раз стала газета, в случае с «Льеж – Бастонь – Льеж» это была L'Expresse. Тогда гонка вовсе не стартовала и финишировала в Льеже, а проходила по маршруту Спа – Бастонь – Спа. Общая протяженность заезда была близка к той, которую гонщики преодолевают в наше время – чуть более 250 километров. Первым победителем гонки стал валлонец Леон Уа. Примечательно, что в 1892-1893 годах «Спа – Бастонь – Спа» проводилась для любителей, а в 1894 на старт вышли уже профессионалы, но это ничуть не смутило Уа, который выиграл все три первых издания гонки, сначала две любительские, а потом и профессиональную.
С 1895 по 1907 годы гонка не проводилась, а после своего возвращения в 1908 году она уже стартовала и финишировала в Льеже, как в наше время. Первую гонку прошедшую именно по маршруту Льеж – Бастонь – Льеж выиграл француз Андре Трусселье. Гонка также не проводилась в 1910-м, а в дальнейшем проходила каждый год, за исключением периода мировых войн, с 1914-го по 1918-ый, а также с 1940-го по 1942-ой и в 1944 году. Со временем на «Ла Дойенн» стало приезжать много гонщиков из Фландрии и именно они чаще всего выигрывали гонку, все-таки на севере Бельгии велоспорт всегда был более популярен, чем на франкоговорящем юге. С 1951 года «Льеж – Бастонь – Льеж» стала частью «Челленджа Дегранжа и Коломбо», а с 1958-го вошла в серию гонок «Супер Престиж», которую можно считать прообразом нынешнего мирового тура.
С годами маршрут гонки менялся, но изменения были незначительными. Серьезные перемены начались в начале 90-х, когда в маршруте появились новые тяжелые холмы. В 1992-году финиш «Льеж – Бастонь – Льеж» перенесли из центра города в пригородный Анс, в котором гонка заканчивается и по сей день. До этого классика финишировала на равнинном участке, а в Ансе гонщики заканчивают её на вершине пологого подъема.
В свое время «Льеж – Бастонь – Льеж» вовсе не считалась самой престижной арденнской классикой. Этот статус имела «Флеш Валлонь», которая проходила после «Льеж – Бастонь – Льеж». Тогда две валлонские классики проводились два дня подряд – в субботу «Льеж – Бастонь – Льеж», а в воскресенье «Флеш Валлонь». За годы проведения двух фламандских гонок сделать на них дубль удавалось всего семи гонщикам – по два раза швейцарцу Фердинанду Кюблеру и ныне выступающему Алехандро Вальверде, по разу бельгийцам Стану Окерсу, Эдди Мерксу и Филиппу Жильберу, а также итальянцам Морено Арджентину и Давиде Ребеллину. Ребеллин и Жильбер два единственных гонщика в истории, которым удавалось сделать хет-трик «Амстел Голд Рейс», «Флеш Валлонь» и «Льеж – Бастонь – Льеж» за один сезон, а Жильбер и вовсе единственный гонщик в истории с невероятным покером, в 2011 году он выиграл не только три вышеперечисленные арденнские классики, но и «Брабантсе Пейл», во многом схожую по рельефу с престижной тройкой гонок.
На данный момент «Ла Дойенн» проводилась 102 раза и гонщики из Бельгии выигрывали ее 59 раз, 12 побед у итальянцев, шесть у швейцарцев и пять у французов. Рекордсменом по количеству побед является легендарный Эдди Меркс, который выигрывал «Льеж – Бастонь – Льеж» пять раз, четыре победы у итальянца Морено Арджентина, трижды сильнейшими становились Леон Уа, Альфонс Схеперс, Фред де Брейне и Алехандро Вальверде. Очень удачно на гонке выступают представители Казахстана, усилиями Александра Винокурова и Максима Иглинского они выигрывали «Льеж – Бастонь – Льеж» три раза. Россиянин Евгений Берзин финишировал первым во время своего феноменального сезона 1994 года. Действующим победителем гонки является голландец Ваут Пулс, который не будет защищать свой титул из-за проблем с коленом.
Наиболее интересными и драматичными были издания гонки, которые состоялись в 1957 и 1980 годах. В 1957-м первым финишировал Хермэн Дерейке, а вторым через три минуты Франс Схауббен, но Дерейке на одном из участков гонки пересек закрытый железнодорожный переезд. Организаторы решили, что преимущество Дерейке было слишком велико и победа не была достигнута благодаря нарушению, но все-таки провозгласили Схауббена втором победителем гонки. В 1980 году валлонская классика проходила в экстремальных погодных условиях, с самого старта шел снег, в наше время гонку скорее всего просто отменили бы, но в тот период об этом просто не могло быть и речи. Еще за 80 километров до финиша знаменитый француз Бернар Ино сбежал от своих конкурентов и финишировал с преимуществом в более чем девять минут. Ино отморозил себе два пальца на правой руке, двигать ими в полном объеме он смог только через три недели после той «Ла Дойенн».