Старт арденнской недели: превью Amstel Gold Race 2017

История, маршрут и основные претенденты на победу
на «Amstel Gold Race 2017»
Сезон брусчатых однодневок завершился, но календарь шоссейных гонок в весеннее время очень насыщен и уже начинается новая важная серия гонок, которая правда продлится всего одну неделю. Разумеется, речь о так называемой «Арденнской неделе», традиционно стартующей в Нидерландах c гонки «Амстел Голд Рейс». В этом году самая престижная голландская шоссейная велогонка пройдет в 52-й раз.
Нидерланды широко известны, как одна из самых равнинных стран в мире. Большая часть страны вообще находится ниже уровня мирового океана, но на ее юге, в провинции Лимбург, рельеф довольно холмистый и на дорогах провинции хватает подъемов различной степени сложности. Именно на этой местности и проводится «Амстел Голд Рейс». Своим названием гонка обязана основному спонсору – пивоваренной компании «Амстел», спонсирующей гонку с момента её основания в 1966 году.


История и цифры

Идея по проведению гонки возникла у предпринимателей Тона Виссера и Хермана Кротта. Они задумали создать гонку, которая со временем должна была стать конкурентом самым престижным бельгийским и итальянским классикам. Виссер и Кротт планировали начать гонку в Амстердаме и финишировать в столице провинции Лимбург, в городе Маастрихт. Состояться гонка должна была в день государственного праздника, 30-го апреля. В этот день до 2013-го в стране отмечали «День Королевы» (до 2013-го монархом Нидерландов была королева Беатрикс, сейчас же в стране правит сын Беатрикс, король Виллем-Александр, а «День Короля» отмечают 27-го апреля). Общая протяженность гонки в 1966-м должна была составить 280 километров. Однако, Виссер и Кротт столкнулись с большим количеством проблем. Выяснилось, что протяженность гонки на самом деле будет заметно больше 280 километров, учитывая, что нужно пересечь достаточно большое количество рек. В дальнейшем организаторы пытались перенести старт в Утрехт или Роттердам, а финиш в деревню Меерсен в Лимбурге, но и тут потерпели неудачу. Оказалось, что в «День Королевы» просто невозможно будет пересечь реку Холландс-Дип, к тому же в этот день обещали устроить беспорядки голландские анархисты. В конечном счете гонку спас только министр транспорта страны, который пообещал помочь с организацией, но с условием, что «Амстел Голд Рейс» больше никогда не будет проходить в «День Королевы». В конечном счете первое издание стало самым протяженным в истории гонки. Велосипедисты проехали 302 километра из Бреды в Меерсен, а победителем стал француз Жан Стаблински.


Жан Стаблински
В следующие несколько лет «Амстел Голд Рейс» стартовала в городе Хелмонд, в котором находится офис компании «Амстел». С 1971-го по 1997-й год гонка начиналась в Херлен, а с 1998 года «Амстел Голд Рейс» неизменно стартует в Маастрихте. Меерсен оставался финишной точкой вплоть до 1991-го (за исключением только 1968-го года), с 1991-го по 2002-ой гонка заканчивалась в Маастрихте, а с 2003-го в Валкенбурге.

У нынешнего поколения поклонников велоспорта «Амстел Голд Рейс» ассоциируется в первую очередь с холмом Кауберг, который стал решающей точкой гонки в 2003-м году, когда финиш перенесли в Валкенбург. Сначала гонка финишировала прямо на вершине Кауберга, но с 2013-го года финиш перенесли и он располагался через 1,8 километра после прохождения Кауберга. В этом году организаторы вновь изменили маршрут гонки и Кауберг больше не играет в ней определяющего значения, впрочем об этом мы расскажем чуть ниже.
Очередная атака Филиппа Жильбера на Кауберге
Монументальной главная голландская гонка так и не стала, но она все равно одна из самых престижных в сезоне. Любопытно, что до 2003 года «Амстел Голд Рейс» проводилась через неделю после монументальной «Льеж – Бастонь – Льеж», а сейчас наоборот, за неделю до нее, но сейчас об этом уже мало кто помнит.

Рекордсменом по количеству побед является знаменитый голландский гонщик Ян Раас, побеждавший на «Амстел» целых пять раз. В свое время гонку даже шутливо называли «Амстел Голд Раас». Трижды сильнейшим на гонке был продолжающий свою спортивную карьеру Филипп Жильбер. Гонщики из Нидерландов выигрывали свою гонку чаще представителей других стран, на их счету 17 побед, 12 раз «Амстел» покорялся бельгийцам, семь раз итальянцам. Есть победы и у представителей стран бывшего СССР. В 2003-м году первым до вершины Кауберга добрался Александр Винокуров, а в 2009-м не было равных Сергею Иванову. И Винокуров, и Иванов в годы своих побед не дожидались заключительного восхождения на Кауберг, а атаковали заранее. Действующим победителем гонки является итальянец Энрико Гаспаротто.


Маршрут

В этом году общая протяженность гонки составит 261 километр, за которые её участники поднимутся на целых 36 холмов. Финишная точка будет располагаться в той же деревеньке Берг-эн-Терблейт в Валкенбурге, но при этом заключительные километры сильно изменены, из маршрута гонки убрали последнее восхождение на Кауберг и это должно существенно повлиять на исход гонки. Для Лимбурга характерны узкие дороги, которые часто приводят к большому количеству завалов.
«Амстел Голд Рейс» проходит на достаточно небольшой территории в Лимбурге, поэтому некоторые холмы в маршруте гонки будут проходиться по два, а то и три раза. Финишную черту гонщики пересекут целых четыре раза, причем первый раз аж на 57-м километре дистанции. На Кауберг гонщики будут подниматься три раза, но последнее восхождение на него теперь будет расположено за 18 километров до финиша.

Представляем вашему внимание профили самых тяжелых и известных подъемов гонки:

На Гулпенерберг гонщики будут подниматься два раза, последний раз за 43 километра до финиша.
Восхождение на Крейсберг начнется за 39 километров до завершения гонки.
Буквально через два километра после Крейсберга начнется восхождение на Эйсербосвег.
А еще через четыре километра будет Фромберг.
На Койтенберг гонщики вскарабкаются за 28 километров до финиша в Берг-эн-Терблейт.
Кауберг, как мы уже писали, в третий и последний раз будет располагаться за 18 километров до финиша.
Через четыре километра после Кауберга надо будет преодолеть Гейлеммерберг.
Ну и последним восхождением гонки теперь будет подъем на Бемелерберг за шесть километров до финиша. Этот холм проще предыдущих и крутых участков на нем нет.
Спуск с Бемелерберга закончится только на последнем километре гонки.


Погода

В большинстве случаев «Амстел Голд Рейс» проходит в достаточно комфортных погодных условиях, но нынешняя гонка может стать исключением. По предварительному прогнозу погоды в воскресенье в области Маастрихта и Валкенбурга будет около 11 градусов тепла, вероятность дождя во время гонки около 40%, ветер весьма сильный - 6-7 метров в секунду.


Фавориты и возможные сценарии развития событий

Изменение последних километров гонки должно существенно поменять расклад сил. После того, как в 2013 году гонка перестала финишировать на вершине Кауберга эксперты все чаще и чаще начали называть в числе претендентов на победу так называемых «спринтеров широкого профиля», то есть сильных финишеров, которые способны перетерпеть в основной группе все подъемы и на последних метрах за счет спринтерского ускорения одержать победу. В этом году финишеры и вовсе стали главными претендентами на победу, последние километры голландской классики больше не выглядят для них слишком сложными.

Основным претендентом на победу мы назовем спринтера Брайана Кокара из Direct Energie. В прошлом году миниатюрный француз финишировал на четвертом месте, проиграв в спринте за третье место только Сонни Колбрелли (Энрико Гаспаротто и Михаэль Вальгрен сумели сбежать от основной группы на Кауберге и заняли первые два места). Валкенбург вообще достаточно успешный для Брайана город. Именно в нем в 2012 году Кокар завоевал серебро в молодежной групповой гонке на чемпионате мира, уступив только казахстанцу Алексею Луценко. Причем последние километры того чемпионата полностью повторяли маршрут гонки «Амстел Голд Рейс» последних четырех лет. Кокару удавалось удержаться в основной группе даже, когда гонщикам приходилось проходить Кауберг за два километра до финиша, новая развязка гонки слишком тяжелой для него стать уж точно не должна.

В среду подопечный Жана-Рене Бернодо оставил приятное впечатление на гонке «Брабантсе Пейл», считающейся генеральной репетицией «Амстела». За победу Брайан побороться не сумел, поскольку его команда так и не сумела догнать сбежавших от пелотона гонщиков, но на холмах француз не только отсиживался за спинами, но даже атаковал и выглядел уверенно. На гонке в Брабанте француз не сумел выиграть спринт из основной группы, но на кону стояло только 11-е место, да и сам финиш «Брабантсе Пейл» по рельефу несколько другой. Там весь последний километр дорога шла вверх, а на «Амстел Голд Рейс» последний подъем закончится за шесть километров до финиша. Нам кажется, что номинально Брайан в спринте должен быть чуть сильнее своих основных конкурентов. Примечательно, что выигравший в прошлом году Гаспаротто гонялся в проконтинентальной команде Wanty - Group Gobert, если Кокар сумеет завтра финишировать первым, то победителями «Амстела» второй год подряд станут представители проконтинентальных команд, вряд ли такое случалось на какой-нибудь другой гонке мирового тура.
Как мы уже писали выше, в 2016-м итальянец Сонни Колбрелли выиграл на гонке спринт из основной группы, но это принесло ему только третье место. В этом сезоне перебравшийся из проконтинентальной Bardiani - CSF в Bahrain - Merida гонщик полон решимости подняться еще выше и одержать на «Амстел Голд Рейс» самую большую победу в своей карьере. Сонни находится в отличной форме, именно он три дня назад выиграл «Брабантсе Пейл». Колбрелли не стал дожидаться спринта, рискнул атаковать почти за 50 километров до финиша и оказался прав. Его группа удержалась впереди и итальянец уверенно расправился с попутчиками на финише. Колбрелли давно созрел для победы на большой классической гонке, на его счету уже много хороших результатов на однодневных гонках. В отличие от Кокара в распоряжении у Сонни будет достаточно сильная команда, помогать ему будут Ион Изагирре, Джованни Висконти и Грега Боле, который уже успел помочь итальянцу на «Брабантсе Пейл». В составе Bahrain - Merida на старт также выйдет действующий победитель гонки Энрико Гаспаротто, работать на Колбрелли он не будет, о его шансах мы порассуждаем чуть позже.

26-летний австралиец Майкл Мэттьюз уже давно мечтает о победе на «Амстел Голд Рейс». В последние два года он заканчивал гонку на третьем и пятом местах. Нидерландская гонка подходит Майклу почти идеально. Да, у него есть сильный финиш рывок, но он очень хорош и на холмах и при случае может на них даже атаковать. В 2015-м году именно Мэттьюз стал единственным гонщиком, которому удалось удержаться на колесе у Филиппа Жильбера после сумасшедшего ускорения бельгийца на Кауберге. Перед началом нынешнего сезона австралиец перешел из Orica - Scott в Sunweb, чтобы быть полностью уверенным, что ему не придется ни с кем делить лидерство, как это часто происходило в его предыдущей команде. Как и Колбрелли, Мэттьюз находится в прекрасной форме. Он был хорош на недавнем «Туре Страны Басков», на котором выиграл этап и был лидером общего зачета. Явным свидетельством того, что Мэттьюз находится в оптимальных кондициях служит и его высокий результат на тяжелой разделке. Именно Мэттьюз выиграл на «Брабантсе Пейл» спринт из основной группы. В спринте на вершине холма гонщик Sunweb мог считаться основным фаворитом, но учитывая особенности нового маршрута «Амстела», нам кажется, что шансы Кокара чуть выше.

Именно эти три гонщика являются основными фаворитами на случай спринта из достаточно большой группы, в которой, учитывая рельеф, могут оказаться даже около 40-50 гонщиков. Конечно, преподнести сюрприз в спринте могут и многие другие гонщики, но все-таки с трудом верится, что в случае спринта гонку выиграет кто-то не из трио Кокар - Колбрелли - Мэттьюз. Самое время рассказать о претендентах на победу в случае успешных атак на последних километрах. Шансов у этих гонщиков будет меньше, чем у вышеперечисленное троицы, но не всегда гонку выигрывают основные фавориты.

Список сильных гонщиков, которые должны атаковать, а не ждать спринта достаточно велик. Мы в первую очередь отметим гонщиков, которые находятся в хорошей форме и уже успели в этом сезоне выиграть по-настоящему большие старты. Одним из таких гонщиков, безо всяких сомнений, является легендарный испанец Алехандро Вальверде из Movistar. 37-летний гонщик еще никогда так успешно не выступал на весенних многодневках. Алехандро лидирует в этом году по количеству побед, опережая спринтеров, которые обычно побеждают чаще гонщиков других специализаций. В этом сезоне лидер «Мовистара» выигрывал уже девять раз, ему в том числе покорились общие зачеты «Вольта Каталония» и «Тура Страны Басков». Вальверде никогда не выигрывал «Амстел Голд Рейс» и победы на этой гонке не хватает в его большой коллекции. В прошлом году Вальверде голландскую гонку пропускал, а в предыдущие годы выступал весьма сильно, в период с 2013 по 2015 годы он дважды финишировал вторым и один раз четвертым, к тому же в 2012-м он выигрывал на чемпионате мира в Валкенбурге бронзовую медаль. Очевидно, что новая развязка гонки без Кауберга Вальверде не очень по душе, он и сам об этом говорил, но он все равно будет в числе лучших и может рассчитывать на победу в случае успешного побега небольшой группы сильных классиков.
Грег ван Авермат стал победителем «Париж - Рубе» и тем самым наконец выиграл первую в своей карьере монументальную классику. На старт «Амстел Голд Рейс» Грег должен выйти психологически раскрепощенным, сезон весенних классик уже в любом случае можно считать успешным и основная задача на сезон выполнена. Возможный успех в Нидерландах может стать приятную дополнительным бонусом. Пик своей формы Грег планировал на брусчатые гонки, по рельефу «Амстел Голд Рейс» ему подходит, но поедет он гонку на остатках своих максимальных кондиций. В послужном списке Грега на этой гонке всего одно попадание в топ-5. Тем не менее, с каждым годом ван Авермат становится сильнее и нельзя исключать, что в этом году он все-таки сумеет побороться за самые высокие места.
У многих любителей велоспорта подъем на Кауберг последние годы ассоциировался с Филиппом Жильбером. Валлонец выигрывал «Амстел Голд Рейс» три раза, а мог выиграть еще пару раз, если бы в последние годы финиш не сдвинули на два километра. Именно он после атаки на Кауберге стал в 2012 году чемпионом мира в групповой гонке. На Кауберге Жильбер всегда удивительно хорош и удержаться у него на колесе на этом холме бывает почти невозможно. Все помнят недавнюю феноменальную победу Фила на «Ронде ван Влаандерен», а ведь 34-летнего гонщика перед началом этого года уже начинали списывать. В прошлом году Жильбер на гонке выступил неудачно, подготовка была ужасной, непосредственно перед гонкой бельгиец сломал палец после потасовки с автомобилистом на одной из тренировок. В этом году, как вы уже знаете, Жильбер в полном порядке. На «Брабантсе Пейл» за высокие места побороться не получилось, но гонщик Quick Step выглядел хорошо, а его команда делала ставку на другого гонщика. Как и в случае с Вальверде, новая развязка Жильберу не совсем подходит, поэтому ему нужно атаковать заранее, возможно, даже сильным гонщикам стоит объединить усилия и начать раздергивать пелотон задолго до финиша, на крутых подъемах, таких как Крейсберг, Койтенберг и Эйсербосвег.
Поляк Михал Квятковски в 2017-м вернулся на свой лучший уровень и тоже выиграл первый в своей карьере монумент, сильно расстроив поклонников Петера Сагана на «Милан — Сан-Ремо». Гонщик team Sky уже побеждал на «Амстел Голд Рейс», было это в 2015 году. Тогда Михал достаточно тяжело поднялся на Кауберг, но на последних двух километрах собралась достаточно большая группа, в которой оказалось почти 20 гонщиков и именно поляк стал лучшим в спринтерском финише. В этом году спринт Квятковски лучше не ждать, у Вальверде и Жильбера выиграть он может, а вот против Кокара, Колбрелли и Мэттьюза шансов у него будет немного. На королевском этапе «Тура Страны Басков» Квятковски выглядел посредственно, но таких сложных подъемов, как в стране Баскове в маршруте завтрашней гонки просто нет.
Претендовать на призовые места также могут итальянцы Энрико Гаспаротто, Фабио Феллине и Альберто Беттиоль, а также чех Петер Вакоч и француз Артур Вишо. Гаспаротто является двукратным и действующим победителем гонки. Он может быть достаточно незаметным на протяжении всего сезона, но к арденнской неделе он всегда подходит в хорошей форме. От Феллине хороших результатов на «Амстел Голд Рейс» ждут давно. Гонка действительно ему подходит, но в прошлом сезоне она для него закончилась едва начавшись. Еще до официального старта Фабио упал и сломал нос.
Вакоч второй год подряд здорово выступил на «Брабантсе Пейл». В этом сезоне чех выиграть гонку не смог, но продемонстрировал, что находится в отличной форме. В 2016-м на «Амстеле» он считался теневым фаворитом, но гонка у него не совсем сложилась. Возможно, в этом году Петер сделал определенные выводы. Артур Вишо гонщик хорошего уровня и у него есть все необходимые характеристики, чтобы занимать на «Амстеле» высокое место, но представить его в призовой тройке достаточно трудно.

Перечислять возможных претендентов можно еще очень долго, не стоит забывать о всегда способной преподнести сюрприз команде Orica - Scott, в составе которой выступят Саймон Герранс, Дэрил Импи и Микаэль Альбазини, а также о Тиме Велленсе и Руе Коште.

Наиболее хорошие шансы из гонщиков из стран бывшего СССР у Алексея Луценко из «Астаны», который, напомним, на этих дорогах становился чемпионом мира в молодежной категории. Также поклонники казахстанской команды могут рассчитывать на датчанина Михаэля Вальгрена Андерсена, неожиданно занявшего в прошлом году второе место. «Катюша - Алпецин» наверняка возлагает определенные надежды на обладающего неплохим финишем бельгийца Баптиста Планкарта.


Любите велоспорт!
Made on
Tilda