Легендарные команды прошлого: Team Deutsche Telekom. Всерьез и надолго

Мы запускаем новую рубрику в которой будем рассказывать о командах прошлого, которые внесли неоценимый вклад в развитие велоспорта
На этой неделе в рубрике «Легендарные команды прошлого» речь пойдет о коллективе, который под разными названиями просуществовал более тридцати лет, но в болельщицкой среде эту команду помнят, как Deutsche Telekom или T-Mobile. Именно немецкий телекоммуникационный гигант спонсировал команду большую часть истории ее существования.
Перед началом 1989-го года бывший голландский профессиональный гонщик Хенни Кейпер собрал команду, основным спонсором которой стал один из крупнейших немецких городов - Штутгарт. Команда выступала на велосипедах Эдди Меркса и называлась Stuttgart - Merckx. На тот момент эта была единственная профессиональная команда из Германии. Дружина Кейпера была достаточно скромной и в 1989-1990 годах претендовать на победы на гонках самого высокого уровня просто не могла. Ведущими гонщиками Stuttgart - Merckx были Удо Бельтс и Дариуш Кайзер. В 1989-м году титул чемпиона Германии в групповой гонки завоевал Кайзер, а в 1990-м Бельтс. Это были первые важные успехи совсем молодой команды. В 1990-м Stuttgart - Merckx впервые получила приглашение на гранд-тур и голландец Эрвин Нейбур сходу добыл для команды победу на одном из этапов «Вуэльты».

Перед 1991-м титульным спонсором команды Кейпера стал Deutsche Telekom. Это компания стала основным инвестором на следующие 17 лет. В Deutsche Telekom отнюдь не желали стремительного взлета на вершину мирового велоспорта, первую половину 90-х немецкую команду можно было отнести к середнячкам. Только в середине 90-х team Deutsche Telekom стала считаться одной из лучших в мире и со временем приобрела статус легендарной. Именно в этот период команда пересела с велосипедов Eddy Merckx на Pinarello, произошло это в 1996-м году. На велосипедах знаменитого итальянского бренда немецкая команда выступала вплоть до 2004-го года. Тогда Deutsche Telekom стала гоняться на велосипедах тайваньской марки Giant. На «Джайнтах» команда выступала до самого закрытия проекта в 2011-м году, с небольшим перерывов в 2009-2010-м годах, когда она гонялась на велосипедах марки Scott.

После 1991-го года Кейпер ушел на одну из руководящих должностей в более известную на тот момент команду Motorola, а место Кейпера в Deutsche Telekom согласился занять бельгиец Вальтер Годефроот, в последствии отработавший на своем посту целых 14 лет.
Вальтер Годефроот
В 1992-м году Deutsche Telekom - Merckx впервые получила приглашение на «Тур де Франс», а нынешний генеральный менеджер FDJ Марк Мадьо принес команде первую победу на этапах «Джиро». В 1993-м году перешедший из «Панасоник» Олаф Людвиг выиграл один из этапов «Тур де Франс». На тот момент переход Людвига был весьма громким, Олаф считался одним из лучших гонщиков мира. Любопытно, что через много лет после ухода Годефроота именно Людвиг займет руководящую должность в Deutsche Telekom. К середине 90-х костяк команды состоял преимущественно из немецких гонщиков, легионеров было немного. В этот период Годефроот пригласил в команду молодых гонщиков, которые со временем стали звездами мирового велоспорта, речь в первую очередь идет о Эрике Цабеле и Яне Ульрихе, которые подписали контракты с Deutsche Telekom в 93-м и 94-м годах соответственно. Помимо них ряды команды пополнили Рольф Альдаг, Йенс Хеппнер, Штефан Веземанн и Кристиан Хенн. Все эти гонщики провели в команде многие годы. На ведущих ролях оставался и Удо Бельтс, которого можно считать настоящим символом Deutsche Telekom, он провел в Deutsche Telekom 14 лет, с самого момента основания коллектива в 1989-м году.
Два самых успешных гонщика команды. Ян Ульрих и Эрик Цабель
В конце 1994-го года благодаря усилиям молодого Цабеля команда впервые покорила престижную однодневку гонку, Эрик выиграл «Париж - Тур». Цабель быстро стал одним из лучших спринтеров мира, на «Туре» 1995-го года он побеждал дважды, а в 1996-м началась его знаменитая серия побед в спринтерском зачете «Большой Петли», которая продолжалась шесть лет. К шести зеленым майкам Цабель добавил успехи еще на 11 этапах гонки. Усилиями Бельтса и Хеппнер в первой половине 90-х команда дважды попадала в десятку сильнейших общего зачета «Тура», но с годами Deutsche Telekom становилась все сильнее и результаты в конце первого десятка основного спонсора больше не устраивали, поэтому по окончанию 95-го в команду пригласили датчанина Бьярне Рииса, занявшего на «Туре» 1995-го года третье место в общем зачете. На тот момент Мигель Индурайн выиграл «Тур де Франс» уже пять раз подряд и в то, что его можно остановить не верил почти никто, однако, это все-таки произошло. Уже на первой неделе «Тура» 1996-го Индурайн заболел бронхитом и стал терять время в общем зачете. В конечном счете победу в генеральной классификации одержал Риис, еще большим сюрпризом стало второе место 22-летнего Яна Ульриха. Таким образом Deutsche Telekom оккупировала первые два места в общем зачете, а также первенствовала в спринтерском и молодежном зачетах усилиями Цабеля и Ульриха.
Бьярне Риис на «Тур де Франс 1996»
Сезон 1997-го года стал для Deutsche Telekom еще более успешным, Цабель выиграл «Милан - Сан Ремо» и тем самым принес своему коллективу первую победу на монументальной классике. «Тур де Франс» того прошел под знаком явного превосходства Ульриха над соперниками из других команд. Немец выиграл обе длинные разделки и привез финишировавшему вторым в общем зачете Ришару Веранку более девяти минут. Цабель в тот год выиграл три этапа. Тем самым команда повторила результаты «Тура» 1996-го года, победив в общем, спринтерском и молодежном зачетах, добавив к ним успех в командной классификации.
Кристиан Хенн, Эрик Цабель, Йенс Хеппнер, Ян Ульрих и Бьярне Риис (слева - направо) на «Тур де Франс 1997»
Так уж вышло, что покорив «Большую Петлю» в 23 года Ульрих больше никогда ее не выигрывал. В 1998-м году он уступил Пантани, в 1999-м пропустил гонку из-за травмы, а в дальнейшем уже не мог справиться с доминировавшим во Франции целых семь лет Лэнсом Армстронгом. Ближе всего к победе над американцем Ян был в 2003-м году, но выступал он тогда не в Deutsche Telekom, а в Bianchi, в которой он гонялся всего один сезон. Было это после допингового скандала и 6-месячной дисквалификации, которую Ульрих получил за прием амфетамина. В 2004-м году немец вернулся в Deutsche Telekom, в ней он выступал до самого завершения спортивной карьеры. Подробно останавливаться на перипетиях борьбы Ульриха и Армстронга большого смысла нет. Помимо нескольких призовых мест на «Туре» Ульрих в 1999-м выиграл с командой «Вуэльту» и дважды становился чемпионом мира в разделке.

Важно отметить, что на рубеже веков ряды Deutsche Telekom пополнили Андреас Кледен и Александр Винокуров, быстро ставшие одними из ключевых гонщиков команды. Небывалого успеха гонщики Deutsche Telekom достигли на Олимпиаде 2000-го в Сиднее, пусть они там и представляли не свою команду, а национальные сборные. Ульрих, Винокуров и Кледен оккупировали все призовые места в групповой гонке. Ульрих к золоту добавил серебряную медаль в разделке, тогда он с Армстронгом уступил нашему Вячеславу Екимову. Несмотря на то, что выиграть «Тур» немецкая команда больше не смогла, ее гонщики из года в год добивались успеха на самых престижных соревнованиях календаря. После 1997-го Цабель выиграл «Милан - Сан Ремо» еще три раза. Кледен, Ульрих и Винокуров побеждали на ведущих недельных многодневках. В 2003-м году Винокуров сумел заменить ушедшего в Bianchi Ульриха и в первый и единственный раз в своей карьере поднялся на пьедестал общего зачета «Тур де Франс», проиграв только Армстронгу и Ульриху.
Александр Винокуров на «Тур де Франс» 2003-го года. Позади Ян Ульрих и обладатель желтой майки Лэнс Армстронг
В 2004-м году в первую тройку общего зачета «Большой Петли» попал уже Кледен, опередивший даже номинального лидера команды Ульриха. В 2004-м году Веземанн выиграл «Ронде ван Влаандерен», а через год Винокуров финишировал первым на «Льеж - Бастонь - Льеж», пополнив коллекцию побед Deutsche Telekom на монументальных классиках, до этого в активе команды были только успехи Цабеля на «Милан - Сан Ремо».

В середине двухтысячных контракты с командой подписали сразу несколько звездных гонщиков - Паоло Саволделли, Сантьяго Ботеро, Оскар Севилья и Кэдел Эванс, но так уж вышло, что по-разным причинам в Deutsche Telekom они выступали ниже своих возможностей и вскоре ее покинули. Большие перестановки в немецкой команде произошли перед началом 2006-го года. Эрик Цабель перешел в новообразованную команду Milram, а Винокуров вместе с Годефроотом оказался в испанской Liberty Seguros. Место Годефроота занял Людвиг. После седьмой победы в общем зачете «Тур де Франс» Армстронг покинул велоспорт на три года и казалось, что Ульрих с Кледеном имеют прекрасную возможность одержать победу на «Большой Петле», но все сложилось совсем по иному. К лету 2006-го серьезные обороты набирало расследование проводимой испанской полицией по отношению к допинговой системы, которую возглавлял врач команды Kelme Эуфемиано Фуэнтес. Одними из клиентов Фуэнтеса оказались выступавшие в Deutsche Telecom Ян Ульрих и Оскар Севилья. Команда приняла решение не включать их в заявку на «Тур» и немедленно уволить. Ульрих больше никогда в велоспорт не возвращался и его карьера на этом подошла к концу. Несмотря на эти события Deutsche Telekom выступила на «Туре» достойно. Кледен закончил гонку на третьем месте, которое после дисквалификации Флойда Лэндиса трансформировалось во второе. Украинец Сергей Гончар выиграл два этапа и владел желтой майкой лидера, еще один этап выиграл Маттиас Кесслер. По окончанию гонки Людвига с руководящей должности убрали, а его место занял американец Боб Стэйплтон. Продолжались многочисленные перестановки и по окончанию 2006-го года, команда пыталась избавиться от всех гонщиков, которые могли быть замешаны в допинговых скандалах, одним из ушедших стал Кледен.

Надо сказать, что это было тяжелое для велоспорта время, допинговые скандалы сотрясали велоспорт один за другим. Становилось совершенно очевидно, что подавляющее большинство успешных гонщиков 90-х и первой половины двухтысячных использовали запрещенные препараты. Весной 2007-го года Цабель, Риис, Альдаг и Бельтс признали, что систематически использовали допинг в годы своих выступлений в сильнейшей в истории немецкой команде. Такая могучая компания, как Deutsche Telekom больше не готова была терпеть удары по своей репутации и покинула велоспорт в ноябре 2007-го года. Последним гонщиком команды провалившем допинг-тест стал в том году молодой Патрик Зинкевитц.

Благодаря усилиям Стейплтона команда не прекратила свое существование. К началу 2008-го американец нового титульного спонсора найти просто не успел, но это его не остановило. Первую половину 2008-го года команда называлась High Road и выступала уже по-американской лицензии. High Road являлась компанией, которую основал сам Стейплтон. К середине 2008-го Стейплтон договорился с известным американской брендом спортивной одежды Columbia Sportswear и коллектив под руководством Стейплтона просуществовала до конца 2011-го года. Со временем «Коламбию» в качестве титульного спонсора заменил тайванский гигант HTC, занимающий производством смартфонов и планшетов. Формально Columbia - HTC считалось продолжением Deutsche Telekom. Закрылся проект только в конце 2011-го года, просуществовав в конечном счете 23 года (с 1989-го по 2011-ый).

Команда Стейплтона по праву считалась одной из лучших в мире и тон в ней задавали преимущественно молодые гонщики. В Columbia - HTC не было сильных гонщиков под общий зачет супер-многодневок, но и без них команда была на ведущих ролях. К числу лидеров Columbia - HTC можно было отнест успевшего дебютировать еще в 2007-м году Марка Кэвендиша, а также Эдвальда Боассона Хагена, Тони Мартина, Андре Грайпеля и Мэтта Госса.
Марк Кэвендиш и Марк Реншоу на «Тур де Франс 2009»
Имея большое количество сильных спринтеров подопечные Стэйплтона из года в года становились лидерами сезона по количество побед. Кэвендиш в рядах американской команды выигрывал «Милан - Сан Ремо» и множество этапов супер-многодневок, покорял «Милан - Сан Ремо» и молодой австралиец Госс. Тони Мартин и Берт Грабш становились чемпионами мира в гонке с раздельным стартом и владели радужными майками.

Примечательно, что в команде в разные годы работали в качестве гонщиков или спортивных директоров многие люди, которые в дальнейшем становились успешными ведущими руководителями или спортивными директорами других команд - Александр Винокуров, Бьярне Риис, Валерио Пива, Алан Пайпер, Брайан Хольм, Рольф Альдаг и многие другие.


Многие помнят форму Deutsche Telekom, которую им долгие годы делал Adidas. Забавно, что в 1991-м году, когда немецкая компания только пришла в велоспорт одежду для команды делала Puma, которая всегда считалась прямым конкурентом Adidas. Майка Deutsche Telekom от «Пумы» выглядела так.
В дальнейшем черного цвета в дизайне майки становилось все меньше. Несколько лет Deutsche Telekom сотрудничала с итальянскими брендами, такими как Fiemme, Giordana и Nalini.
«Адидас» стал спонсором команды только в 1998-м году и майка с годами стала почти полностью розовой
В годы расцвета Deutsche Telekom выступала успешно на самых разных гонках, этим немецкая команда была совсем не похожа на Mapei и La Vie Claire, о которых мы рассказывали в предыдущих материалах. В немецком коллективе были сильные гонщики на любой профиль гонок. Пусть побед у Deutsche Telekom было не так много, как у Mapei и La Vie Claire, зато команда с разными титульными спонсорами просуществовала очень долго и оставила заметный след в истории велоспорта.

Любите велоспорт!
Made on
Tilda