Легендарные команды прошлого: La Vie Claire

Мы запускаем новую рубрику в которой будем рассказывать о командах прошлого, которые внесли неоценимый вклад в развитие велоспорта
В первом материале посвященному легендарным велосипедным командам речь шла о Mapei, ставшей сильнейшей командой второй половины 90-х. Сегодня мы решили переместиться еще на десять лет назад и рассказать о ведущем коллективе середины 80-х. Речь о знаменитой французской команде La Vie Claire, которая существовала недолго, но благодаря ярким успехам вполне может считаться легендарной и одной из лучших в истории.
La Vie Claire – эта французская сеть магазинов здорового питания, которую в начале 80-х выкупил известный предприниматель, политик, а в дальнейшем актер и телеведущий Бернар Тапи. Личность в спортивном мире известная не только в велоспорте, но и в футболе. Он долгие годы был президентом марсельского «Олимпика», с которым выиграл в 1993-м году чемпионат Франции и Лигу Чемпионов. Однако, в последствии выяснилось, что Тапи подкупил двух игроков «Валансьена», чтобы тебе не мешали «Олимпику» одержать легкую победу в рамках чемпионата страны. Было это перед финалом Лиги Чемпионов с «Миланом». После судебного разбирательства Тапи даже некоторое время отсидел в тюрьме. Впрочем, к команде La Vie Claire, которая на тот момент прекратила свое существование, это не имеет никакого отношения.

В 1983-м году победу на «Тур де Франс» одержал молодой Лоран Финьон из команды Renault – Elf. Четырехкратный победитель гонки Бернар Ино тогда тоже гонялся в Renault – Elf, но «Большую Петлю» он пропустил из-за хронических проблем с коленом. К концу 1983-м года стало окончательно ясно, что в «Рено» собираются сделать ставку на Финьона, к тому же Ино испортил свои отношения со знаменитым генеральным менеджером и тренером Сирилем Гимаром, с которым он до этого выиграл четыре «Тура». Ино принял решение покинуть «Рено», скооперировался со швейцарским тренером Паулем Кехли и стал подыскивать себе новую команду. Вскоре знаменитый французский гонщик объединил свои усилия с амбициозным Тапи и одиозный предприниматель стал спонсировать команду Бернара Ино. Таким образом и сформировалась ставшая впоследствии сильнейшей в мире команда La Vie Claire. Всю свою недолгую историю команда гонялась на велосипедах марки Look, которая в ту пору тоже принадлежала Тапи.
Бернар Тапи (в центре) вместе с Бернаром Ино и Грегом ЛеМондом
В дебютном для La Vie Claire 1984-м году команда была укомплектована преимущественно французскими гонщиками, было в ней и четыре швейцарца, которых пригласил Пауль Кехли. Имея в составе такую яркую звезду, как Бернар Ино, все силы были брошены на покорение общего зачета «Тур де Франс». Основном горным грегари Ино стал молодой швейцарец Ники Рюттиман. В 1984-м Тапи еще не успел собрать звездный состав и La Vie Claire уступала многим своим прямым конкурентам. «Тур» того года сложился для Ино неудачно. Он выиграл короткий пролог, но после этого инициатива полностью перешла к Финьону и его команде «Рено». Сетовать на слабость La Vie Claire Ино не мог, Финьон был сильнее по всем статьям, опережая Ино в разделках и на горных этапах.
Финьон (в желтой майке) и Ино на «Туре» 1984-го года
По итогам гонки Финьон выиграл у Ино более десяти минут, хотя капитан La Vie Claire все-таки сумел занять второе место в общем зачете. Это был первый случай в карьере Бернара Ино, когда он доехал супер-многодневку до конца, но не сумел ее выиграть. В конце 1984-м звездный француз немного реабилитировался и все-таки принес La Vie Claire первую громкую победу, выиграв «Джиро ди Ломбардия».

Тапи не любил проигрывать, поэтому не пожалел денег для усиления команды перед 1985-м годом. Из все того же «Рено» был приглашен американец Грег ЛеМонд, с которым Ино успел погоняться вместе до образования La Vie Claire. Молодой ЛеМонд в 1984-м занял на «Туре» третье место и его хотели сделать главным грегари Ино. Канадец Стив Бауер и датчанин Ким Андерсен тоже подписали контракты с La Vie Claire. Бауер был призером Олимпиады в Лос-Анжелесе, но на момент подписания контракта гонялся только в любителях. Таким образом Тапи собрал очень грозный состав, который был готов бороться за победу на любом гранд-туре. Закончивший по итогам 1984-го карьера Морис ле Гийю пересел в техничку и стал одним из спортивных директоров команды.

В 1985-м Ино и ЛеМонд решили перед «Туром» заехать на «Джиро», которая в том году была на удивление простой по рельефу. На итальянской супер-многодневке все решил первый же горный этап, на котором Ино выиграл у основного конкурента Франческо Мозера более двух минут. Гонки с раздельным стартом и не самые сложные горные этапы ситуацию в общем зачете не изменили, Ино выиграл общий зачет, а ЛеМонд закончил гонку третьим, вклинился в ряды гонщиков La Vie Claire только Мозер. Итальянец отыгрывал у Ино время, но компенсировать потерянные в самом начале две минуты так и не сумел. Таким образом Ино заработал для La Vie Claire первую в истории команды победу на гранд-турах, при этом очевидно, что француз не находился на «Джиро» в оптимальной форме, лучшие кондиции он должен был набрать к «Туру».

На «Большую Петлю» команда отрядила свои лучшие силы, в заявку попали сильные горняки Бауер и Рюттиман, которых не было на «Джиро». На сей раз «Тур» из-за травмы пропускал Финьон и лидер проекта Бернара Тапи считался главным фаворитом. Гонка началась для команды весьма успешно. Ино опять выиграл пролог, а командная гонка для усилившейся La Vie Claire проблемой не стала, Ино и его грегари ее выиграли и облюбовали места на вершине общего зачета. На первой половина «Тура» Ино выглядел очень уверенно, постепенно увеличивая свое преимущество в общем зачете, он с большим запасом одержал победу на разделке, проходившей на восьмом этапе. К середине гонки Ино выигрывал у идущего вторым ЛеМонда более пяти минут. Однако, в последние годы своей карьеры вторая половина супер-многодневок всегда давалась титулованному французу тяжело. На четырнадцатом этапе Ино отстал от группы ЛеМонда и уступал ему около минуты. На последнем километре того этапа Бернар угодил в тяжелый завал и достаточно долго пролежал на асфальте. Только через несколько минут лидер La Vie Claire поднялся на ноги и закончил этап с окровавленным лицом. На финише он получил общее со своими попутчиками время и сохранил лидерство в общем зачете, но после этого эпизода француз был вынужден уйти в глухую оборону. Большим испытанием для Ино стал 17-ый этап, на котором гонщики преодолевали Турмале и финишировали на Луз Ардиден. Тот этап проходил в условиях сильного тумана. На Турмале Ино не сумел поддержать темп группы, в которой находился его партнер по команде ЛеМонд и опасный в общем зачете ирландец Стивен Роач. ЛеМонду была дана команда сидеть на колесе Роача и не реагировать на действиях других гонщиков. Ценой титанических усилий Ино сумел проиграть Роачу не более полутора минут. Защитить лидерство ему помог Рюттиман, который находился в его группе большую часть этапа. ЛеМонд был в ярости, он считал, что мог в тот день перехватить лидерство в общем зачете. Скорее всего так все и было бы, но в штабе La Vie Claire свободу американцу не дали.
Ино и ЛеМонд после заключительного этапа «Тура» 1985-го. Несмотря на улыбки отношения между ними тогда были натянутыми.
В последствии ЛеМонд даже заявил, что Кехли давал ему неверные данные по поводу разрывов между группами на том этапе. В последующие дни ситуация в общем зачете не изменилась, ЛеМонд выиграл завершающую разделку, но Ино отстоял первое место в генеральной классификации. После гонки Ино пообещал вернуться на «Тур» в 1986-м, дабы помочь выиграть ЛеМонду, ибо он прекрасно понимает, что американец пожертвовал своими амбициями на семнадцатом этапе. Как бы там не было, гонка стала для La Vie Claire абсолютным триумфом, Ино и ЛеМонд завершили «Тур» на первых двух местах, с большим запасом покорился подопечным Кехли и командный зачет.

В 1986-м году La Vie Claire стала еще сильнее. Во французскую команду перешел американец Энди Хэмпстен, сильно добавил в результатах Жан-Франсуа Бернар, отец нынешнего гонщика Trek - Segafredo Жюльена Бернара. На «Джиро» на сей раз поехал один ЛеМонд. Американец выиграл один этап, но в общем зачете он занял только четвертое место, этот результат реально отражает его уровень, Грег был далек от лучшей форме, собираясь показать свой максимум на «Туре», на котором ему впервые была уготована роль капитана.

Непосредственно перед «Туром» Хэмпстен принес команде победу в общем зачете «Тура Швейцарии». На «Туре» у La Vie Claire была одна из лучших в истории супер-многодневок команд. Кампанию ЛеМонду и Ино составили Хэмпстен, Бауер, Бернар и Рюттиман. Самым грозным конкурентом считался все тот же Лоран Финьон. Ино в очередной раз очень сильно начал гонку, причем помогать ЛеМонду он не собирался. На первых горных этапах Ино предпринимал ранние атаки и уезжал вперед, ЛеМонд оказывался в щекотливом положении, догонять своего партнера по команде он не мог, а опытный француз извлекал из этой ситуации дивиденды. Сам Ино говорил, что его атаки направлены не против ЛеМонда, а его конкурентов из других команд. У Финьона гонка не сложилась и он сошел на второй неделе. К 13-му этапу Ино успел выиграть разделку и за счет своих атак заполучил пятиминутное преимущество над американским партнером по команде. По сути дела команда разделилась на два лагеря, англоговорящие Хэмпстен и Бауер поддерживали ЛеМонда, а Бернар и Рюттиман помогали Ино. Переломным стал 13-ый этап, на котором Ино вновь предпринял раннюю атаку, но ближе к финишу попал в кризис, ЛеМонд его проехал, выиграл этап и сократил свое отставание в общем зачете всего лишь до 40 секунд. Большой вклад в успеха ЛеМонда в тот день внес Хэмпстен. Самым опасным соперником для гонщиков La Vie Claire неожиданно стал швейцарец Урс Циммерман. На семнадцатом этапе атаку Циммермана поддержал ЛеМонд, а Ино начал отставать и уступил им на финише около трех минут. После этого этапа ЛеМонд вышел на первое место в общем зачете, Циммерман был вторым, а Ино только третьим. Проходивший на следующий день восемнадцатый этап был последним горным этапом того «Тура». Финишировали гонщики в тот день на вершине легендарного Альп д'Юэз, а промежуточными перевалами были Галибье и Круа де Фер. Ино был хорош и атаковал задолго до штурма Альп д'Юэз, к нему со временем переложился ЛеМонд, они сработались и уезжали от всех все дальше и дальше. Лидеры La Vie Claire пересекли линию финиша держась за руки, Ино стал победителем этапа, Циммерман добрался до вершине третьим, но проиграл более пяти минут.
Судьба гонки была решена. ЛеМонд впервые выиграл «Тур», Ино финишировал вторым. Циммерман стал третьим, но проиграл ЛеМонду более 10 минут. Хэмпстен закончил гонку на четвертом месте, Рюттиман на седьмом, а Бернар на 12-м. Разумеется, La Vie Claire с большим запасом выиграла командный зачет, гонщики команды в общей сложности забрали себе шесть этапов. Это был удивительный результат, позавидовать которому вполне могли бы в нынешней team Sky.

Перед 1987-м годом в команде произошли серьезные изменения. Ино решил завершить карьеру, амбициозный Хэмпстен ушел искать счастье в другой коллектив. Потихоньку остывать к велоспорту начал и добившийся желаемой цели Бернар Тапи. Он продолжал возглавлять команду, но титульным спонсором стала крупная транснациональная компания Toshiba. Весной того года едва не погиб Грег ЛеМонд. Во время охоты на индеек вместе с родственниками его случайно подстрелили из дробовика. Американец едва не погиб из-за кровопотери и перенес две операции, речи об участии в гранд-турах не шло. На «Туре» капитаном команды стал Жан-Франсуа Бернар. В рамках подготовки к «Большой Петле» француз заехал на «Джиро», на которой он сумел выиграть один из этапов. Перед «Туром» шансы Бернара оценивались достаточно высоко. Главные события начались на третьей неделе, Бернар на 18-м этапе в великолепном стиле выиграл тяжелую горную разделку с финишем на Мон Ванту и захватил лидерство в общем зачете.
Жан-Франсуа Бернар в майке лидера «Тура» 1987-го года
Однако, уже на следующий день его основные конкуренты воспользовались механическими проблемами лидера Toshiba - La Vie Claire и Бернар рухнул на четвертое место. До конца «Тура» Жан-Франсуа выиграл еще одну разделку, но это позволило ему выйти только на третье место. В общем зачете победил Стивен Роач.

Перед 1988-м годом из команды ушел ЛеМонд, американец в скором времени восстановился от повреждений и выиграл еще два «Тура», но это уже совсем другая история. Последовал примеру американца и канадец Бауер. От своей должности был освобожден Пауль Кехли, с которым были связаны главные победы La Vie Claire, его место занял француз Ив Эзар. На «Джиро» 1988-го года Бернар выиграл три этапа, но из-за падения лидера Toshiba - La Vie Claire не сумел закончить гонку, хотя на победу в общем зачете он все равно не претендовал, на момент схода он шел на шестом месте. Именно в 1988-м французский коллектив окончательно превратился в середнячка. В конце того года руководящую должность покинул Тапи, которого ждали большие дела в футболе. Примечательно, что в последние годы существования команды в ней успели отметиться многие будущие звезды велоспорта - Лоран Жалабер, Тони Ромингер, Люк Леблан и Бьярне Риис. В 1991-м году именно Ромингер добыл для команды последние большие победы, швейцарец тогда выиграл «Париж -Ницца» и «Тур Романдии». По завершению 1991-го года Toshiba свернула финансирование проекта и история команды La Vie Claire - Toshiba на этом подошла к концу.

Легендарный дизайн формы La Vie Claire был разработан совместно Santini и Benetton. Есть версия, что использовать мотивы одного из основополжников абстракционизма Пита Мондриана предложила молодая практикантка, присутствовавшая на обсуждении дизайна формы команды. Благодаря популярности джерси, производитель велосипедов Look запустил линейку рам в тех же цветах, которая популярна до сих пор.
В 1990-91-м годах, когда Тапи покинул созданный им проект, Santini серьезно изменила дизайн формы для Toshiba.
Лоран Жалабер в майка команды Toshiba в 1991-м году
La Vie Claire - Toshiba существовала всего семь лет, но в 1985-1986 г. была сильнейшей в мире, а состав французской дружины на «Туре 1985» можно назвать одним из лучших за все годы проведения гранд-туров. Противостояние партнеров по команда Ино и ЛеМонда стало яркой странице в истории гонки. La Vie Claire всегда была нацелена на общий зачет многодневок, в этом плане эта команда была совсем не похожа на Mapei, о которой мы рассказывали в прошлый раз.
Любите велоспорт!
Made on
Tilda