Проверка легендарными перевалами: Превью шестнадцатого этапа Giro d'Italia

Обзор основных претендентов на победу на королевском этапе «Джиро 2017»
Начинается решающая стадия «Джиро». Гонка наконец добралась до высоких Альп. Вчера был последний день отдыха и сегодня участникам гонки предстоит королевский этап с преодолением легендарных перевалов. Впереди еще несколько этапов, но ответы на многие вопросы мы узнаем уже сегодня.
Маршрут

Стартует этап из городка Роветта, находящемся в провинции Бергамо, а финиширует в прекрасно всем известном горнолыжном курорте Бормио, многократного принимавшем у себя этапы «Джиро». Стартовый и финишный населенные пункты находятся в регионе Ломбардия.
На первых 10 километрах участники соревнования проедут небольшой спуск, а затем окажутся на затяжном участке относительной равнины. Дорога будет идти вверх, но средний градиент на отрезке в 50 километров не дотягивает даже до 1%. Где-то на 68-м километре пути средний градиент уже будет достигать 5-6%, но только на отметке 71,9 километра официально начнется восхождение на знаменитый перевал Пассо дель Мортироло, правда не с самой сложной его стороны. Большинство любителей велоспорта знают Мортироло, как перевал со средним градиентом за 10%, но в этом году на гору поднимаются со стороны городка Эдоло и градиенты тут не такие внушительные. Официальная протяженность перевала 12,6 километра, а средний градиент 7,6%. Если считать первые четыре, чуть более пологих километра, то получается 17,2 км со средним градиентом 6,7%. Почему организаторы решили не учитывать первые четыре километра нам не совсем понятно.
Со стороны Эдоло на Мортироло в рамках «Корса Роза» поднимались всего один раз - в 1990 году, тогда этот, ставший в будущем знаменитым, перевал дебютировал на гонке. Первым и единственным покорителем Мортироло со стороны Эдоло стал венесуэльский горняк Леонардо Сьерра. Надо отметить, что на вершине этой горы этапы «Джиро» никогда не заканчивались, организовать финишный городок на вершине подъема невозможно, а этапы с прохождением подъема почти всегда заканчивались в Априке. С 1990-го гонка заглядывала на Мортироло еще 11 раз, но на вершину поднимались с более тяжелой стороны, от населенного пункта Маццо-ди-Вальтеллина. Стоит также отметить, что на вершине подъема в память о Микеле Скарпони будут разыграны удвоенные горные очки. Трагически погибший гонщик выигрывал этап с прохождением Мортироло в 2010-м году.

После спуска протяженностью 14 километров дорога вновь пойдет в гору. На отметке 121,4 киломера гонщики окажутся в Бормио и впервые пересекут финишную линию, но все самое интересное будет только начинаться. Буквально через 400 метров после прохождения линии финиша начнется восхождение на другой знаменитый перевал - Пассо делло Стельвио. Стельвио имеет так называемую категорию «Чима Коппи», которую присуждают самой высокой горе «Джиро». Собственно говоря, Стельвио второй по высоте асфальтированный перевал в Европе, поэтому он всегда становится «Чима Коппи», если организаторы гонки включают его в маршрут. Стельвио (21,7 км, 7,1%) очень тяжелый перевал, но приходиться констатировать, что и на него будут подниматься не с самой тяжелой стороны.
Вершина пика находится на внушительный высоте в 2758 метров. Подъем имеет достаточно стабильный градиент, без заметных крутых участков, но на нем все-таки есть два достаточно протяженных участка выполаживания со средним градиентом чуть более 4%.

Впервые Стельвио появилась на «Джиро» в 1953-м году. Тогда на вершину поднимались с более сложный стороны, от городка Прато. К тому же в те времена на Стельвио еще не было асфальта и восхождение было невероятно сложным. Этап финишировал в Бормио, на Стельвио знаменитый Фаусто Коппи сбросил всех своих конкурентов и добрался до финиша в одиночку. В середине шестидесятых на «Джиро» появилась категория «Чима Коппи», нетрудно догадаться, что названа она именно в честь Фаусто.

Спуск со Стельвио займет 25 километров, ехать вниз гонщики будут по той самой тяжелой стороне перевала. Спуск закончится в Прато и после непродолжительного участка равнины гонщики вновь поедут в гору. На отметке 183,3 километра участники гонки единственный раз за всю юбилейную «Джиро» покинут Италию и окажутся в Швейцарии. Последним восхождением дня станет подъем на Умбраилпасс, который начнется на 190-м километре маршрута. Подъем этот раньше на «Джиро» не использовали, по сути дела это все тот же Стельвио, только с северной швейцарской стороны. Официально подъем на Умбраилпасс имеет протяженность 13,4 км и средний градиент 8,4%. На Умбраилпассе есть пару очень коротких выполаживаний, но в целом, подъем имеет очень стабильный градиент на уровне 8,5-9%.
Добравшись до вершины за 19,5 километра до финиша, пелотон вновь окажется в Италии. В Бормио гонщики будут спускаться по той же дороге, по которой они до этого поднимались на Стельвио. Стоит отметить, что спуски со Стельвио и Умбраилпасса технически сложные, на них много виражей. Будем надеяться, что обойдется без серьезных падений и травм. Заключительный «даунхилл» закончится примерно за километр до финиша. За весь 222-километровый этап велосипеды наберут в гору почти 5500 метров - феноменальный показатель!
Погода

На относительно небольших высотах между подъемами погода будет весьма комфортной, в районе 20 градусов. Конечно, на вершине Стельвио температура заметно ниже, но в дневное время она не должна опуститься ниже 9 градусов. Хотя на спусках со Стельвио и Умбраилпасса гонщикам все равно будет очень холодно и им наверняка понадобятся ветровки. Вероятность дождя не более 15-20%. Сила ветра средняя, не более 3-4 метров в секунду. На Умбраилпассе он должен быть преимущественно попутным.


Возможные сценарии и фавориты

Сегодняшний этап один из тех, на которых темп будет очень высоким с самого старта. В отрыв попробует отобраться едва ли не половина участников гонки. У всех будут разные цели - победа на этапе, горный зачет, работа в отрыве на сильного горняка, а кто-то уедет вперед, чтобы потом дожидаться капитана команды и сработать на него. Отрыв может сформироваться, как до начала восхождения на Мортироло, так и на самом подъеме. Если отрыв уедет на равнине, то в нем окажутся много мощных гонщиков равнинной специализаций, если группа беглецов сформируется на Мортироло, то в ней окажется больше узкоспециализированных горняков.

Шансы на победу у отрыва достаточно неплохие, но у фаворитов общего зачета их все-таки больше. С вероятностью 60-65% все-таки догонят. Найро Кинтане и его команде Movistar надо искать любую возможность отцепить лидирующего в общем зачете Тома Дюмулена, а значит гонщики испанской команды не могут ждать последнего подъема и должны взвинтить темп, если не на Мортироло, то хотя бы на Стельвио. Если гонщики Movistar будут действовать агрессивно, то отрыв должны догнать. К тому же смысл работать в голове пелотона есть не только у грегари Кинтаны, но и у команды Bahrain - Merida, ведь их капитан Винченцо Нибали должен уверенно себя чувствовать на технически сложных спусках.


Главным фаворитом этапа мы считаем Найро Кинтану. Да, после своей победы на Блокхаусе он потерпел неудачу на Оропе, но надо понимать, что подъем на Оропу был коротким и не слишком тяжелым. Кинтана пошел ва-банк и постарался сбросить Дюмулена во что бы ты ни стало и поплатился за это на последних метрах. Мультигорный этап с тяжелыми подъемами Кинтане подходит куда больше, к тому же все колумбийцы очень любят высоту за два километра, потому что с детства тренируются на внушительных высотах, даже за три километра. Найро надо пробовать сбросить Дюмулена заранее, даже не на Умбраиле, а на Стельвио, но сделать это будет архисложно. Даже, если Кинтана сумеет это сделать, то ему будет непросто удержать свое преимущество на спусках и достаточных затяжных пологих участках подъема перед Умбраилпассом. Тем не менее, Кинтана все равно может сбросить своих конкурентов на последнем подъеме и удержаться впереди на спуске к финишу.

Баск Микель Ланда потерял все шансы в общем зачете после памятного завала у подножья Блокхауса. На недавнем этапе с финишем на Оропе баск продемонстрировал, что начал приходить в себя и последствия падения больше на нем не сказываются. Ланда отличный кандидат на победу из отрыва, если он, конечно, сумеет в него отобраться. К тому же гонщик Team Sky настолько силен, что может при определенных раскладах рассчитывать на победу даже из основной группы. Все еще прекрасно помнят, что именно Микел был сильнейшим горняков на третьей неделе «Джиро».

Том Дюмулен
сейчас настолько хорош, что при случае может победить на королевском этапе. Да, затяжные подъемы и 5500 метров гору - это не Оропа, но голландец сейчас слишком хорош. Если Кинтана будет сбрасывать его в гору, гонщик Sunweb може отыгрывать время на спусках. Небольшую тревогу вызывает только фактор высоты, раньше мы никогда не видели насколько хорош Том может быть на высотах за 2000 метров. Главное, чтобы его команда не отпустила в ранний отрыв слишком много гонщиков Movistar. Если впереди окажутся 2-3 сильных гонщиков испанской команды, а Кинтана сумеет отцепить Дюмулена, то у голландца могут возникнуть проблемы.

Ильнур Закарин
планировал пик формы именно на завершающие этапы «Джиро». Блокхаус у Закарина не совсем пошел, но видимо в тот день у поклонников российского гонщика были завышенные ожидание, связанные с успешным выступлением на Этне. На Оропе Ильнур был одним из сильнейших и едва не выиграл. Похоже, что пик формы был спланирован правильно и гонщик Katusha - Alpecin только набирает. Определенную тревогу вызывают опасные спуски, мы помним, что участки «даунхилла» давались Ильнуру нелегко после его падения на «Джиро 2016». Этот этап станет серьезной проверкой способностей Ильнура на спусках, будем надеяться, что уверенность вернулась к гонщику из Набережных Челнов.

Чех Ян Хирт из CCC Sprandi Polkowice любителям велоспорта пока не очень знаком, но он, меж тем, приличный горняк, который подходят гонки с самым тяжелым рельефом. На Оропе Хирт стал 12-м, но та гора и этап не совсем ему подходили. В общем зачете Ян 18-ый, но проигрывает уже 19 минут, а значит в отрыве его скорее всего отпустят. Сбежать на стартовых равнинных километрах чеху будет непросто, но если ему это все-таки удастся сделать и отрыв отпустят далеко, то у него появятся хорошие шансы на победу.
Винченцо Нибали пока выступает так, как мы и ждали. Двукратный победитель делает все, что может, но навязать борьбу Дюмулену и Кинтане пока не может. Тем не менее королевский этап вполне может стать для Энцо удачным. Он славится своим умением сильно выступать на больших высотах, к тому же он сильнейший «даунхиллер» из числа генеральщиков.

Из числа генеральщиков также стоит отметить Тибо Пино, Адама Йейтса иСтевена Крейсвейка, имеющего свойство сильно выступать на последней неделе «Джиро». Пино и Йейтс вряд ли сумеют сбросить своих конкурентов в гору, но если на спуске с Умбраилпасса соберется небольшая группа, то именно Йейтс и Пино будут фаворитами в спринте. Однако, этап уж слишком тяжелый, чтобы до финиша добралась общая группа даже из 5-6 гонщиков.

Претендентами на победу из отрыва могут стать Себастьян Энао иРуй Кошта, уже занимавшие второе место на одном из этапов. Обязательно должны уехать вперед Ян Поланц, Омар Фрайле и Пьер Роллан. Эти гонщики имеют амбиции в горном зачете и этап должен иметь для них огромное значение, слишком уж урожайным он будет на горные очки. Правда Поланца могут вперед и не отпустить. В общем зачете он пока проигрывает меньше 10 минут. Другие возможные претенденты на победу из отрыва - Бен Херманс и Лауренс де Плюс.

Любите велоспорт и обязательно смотрите сегодняшний этап на телеканале Eurosport!

Made on
Tilda