Как побывать на «Тур де Франс»
и не разориться

Друг редакции и создатель велосипедной карты Минска onbike.by Рома Гауль делится впечатлениями о поездке на «Тур де Франс – 2015»
Все фанаты велоспорта мечтают съездить на один из гранд туров, чтобы увидеть своих любимых велогонщиков в деле и насладиться красивыми видами европейских стран. При всей заманчивости идеи, многие из нас отказываются от неё ещё на этапе планирования. Как найти жилье? Кто подвезёт на гору? Во сколько вообще может обойтись такое путешествие? Ответы на все эти вопросы с честью и достоинством нашел Рома Гауль и спешит поделиться своим опытом с Gruppetto.
Будучи преданным фанатом велоспорта, я придумал себе традицию – выбирать маршруты своих путешествий, опираясь на данные календаря мирового тура UCI. Проще говоря, свой отдых я стал подстраивать под расписание элитных велогонок. Тратить драгоценные дни отпуска на какую-нибудь значимую гонку и посмотреть на проносящихся мимо за секунды чуваков из телевизора — удовольствие, понятное немногим. Но какая мне разница?

Благодаря одному такому путешествию, мне удалось посмотреть групповую гонку чемпионата мира 2013 года во Флоренции с плачущими Руи Коштой и Родригесом на подиуме. Первый рыдал от счастья, второй, наоборот, от разочарования. В другой раз я своими глазами видел падение Дэна Мартина на финишном повороте «Льеж-Бастонь-Льеж». Вспомнив всё это и кое-что ещё, в прошлом году я решил замахнуться на «Тур де Франс». Ведь мечты должны сбываться.

Перед тем, как планировать поездку на «Тур», я пошел за советом к более опытным «охотникам за гонками». Хотелось разобраться, как удачно спланировать путешествие, не разориться и не упустить ни одной важной мелочи. Очень быстро мне стало ясно, что затею можно сворачивать. Мои знакомые утверждали, что жилья дешевле ста евро в сутки во время «Тура» мне не сыскать и что все дороги перед этапами перекрывают и попасть на гору будет практически невозможно. Они утверждали, что мне придётся брать машину в прокат, а стоимость аренды автомобилей во время «Тура» устремляется к звёздам.

Как понятно из названия этого текста, запугивающие речи моих друзей на меня совсем не подействовали. Я внимательно их выслушал и сделал всё по-своему. В действительности поездка на «Тур де Франс» оказалось не такой дорогой, как рассказывали мои товарищи. Нужно было всего лишь проявить смекалку и найти немного лишнего времени на решение организационных вопросов.

Всё путешествие от и до я планировал самостоятельно. В первую очередь мне было необходимо определиться с регионом – я выбрал французские Пиренеи. Потом я определил дни посещения. Ими стали 10-й этап, во время которого гонщики ехали из города Тарб до Пьер-Сен-Мартена и 11-й этап, стартовавший из города По и заканчивавший в горнолыжном курорте Котре с заездом в Коль дю Турмале.

Следующими вещами, о которых мне предстояло позаботиться, стали разработка маршрута и поиск транспорта. Своё путешествие мы с женой начали из Барселоны. Горы решили проехать транзитом, поэтому наиболее оптимальным транспортом для нас стал автобус на отрезке Барселона – Тулуза и попутки с сайта BlaBlaCar, на которых мы доехали из Тулузы в Тарб. На относительно коротких расстояниях автобусы зачастую выгоднее поездов, а дешевле, чем подсадка в попутку и вовсе сложно что-то представить.

Дальше я занялся поисками жилья. Его с лихвой хватает на сайте Airbnb, но есть один нюанс – важно правильно выбрать город или деревню, чтобы без особых проблем добраться до разных точек сразу нескольких пиренейских этапов. Правда, бронировать жильё стоит заранее – хорошие квартиры и комнаты всегда быстро разбирают, особенно, если они расположены рядом с этапом «Тура».

Мы поступили ещё хитрее и нашли ночлег на сайте Couchsurfing. «Каучсёрфинг» – это одна из самых крупных гостевых сетей, участники которой бесплатно предоставляют друг другу помощь и ночлег во время путешествий. Итак, я написал в группы нескольких городов, находившихся около По, Тарба и нескольких других поселений поменьше, и доброму десятку пользователей. Главным критерием отбора была локация жилья, но не менее важным было и наличие «велосипедов» или «велоспорта» в интересах. В итоге я получил несколько полезных советов по маршруту пути на Турмале, грамотному планированию времени и прочим вещам, о которых без местных узнать было бы сложно. Принять нас у себя согласились несколько человек, из которых мы выбрали польку Наталию из городка Тарб. Кстати, мы с женой говорим по-польски и во время поисков жилья старались отправлять запросы полякам, так вероятность вписки увеличивалась в разы.

Разместившись в Тарбе, мы получили возможность увидеть старт 10 этапа «Тур де Франс». Оказалось, что заборы вокруг стартового городка выполняют свою прямую функцию только, когда гонщики начинают собираться на старт. До этого момента можно абсолютно свободно ходить вокруг командных автобусов, собирать автографы, махать флагами, в общем, делать всё, на что хватит фантазии.

Наш хост Наталия оказалась весьма эксцентричной дамой. Она хоть и узнала о существовании шоссейного велоспорта всего за 12 часов до старта, всё равно с сумасшедшим воодушевлением бегала по лагерю с флагом, вылавливая польских велогонщиков и рассказывая всем, что Поланд из зэ бэст кантри оф зэ ворлд. В результате этого перформанса вечером того дня она получила смс от одного из гонщиков с вопросом «Where do you sleep tonight?». Впрочем, это немного другая история.

Если на горных этапах гонщики проезжают мимо болельщиков довольно медленно, то на старте гонки они уносятся вдаль с космической скоростью. Так было и в этот раз – команды резво выстрелили из стартовых ворот и унеслись за секунды, а мы отправились гулять по городу и обозревать его окрестности.
На второй день мы запланировали посещение культового подъёма Коль дю Турмале и оставалось только понять, как мы можем максимально быстро и удобно туда добраться. К этому моменту мы уже знали, что дорога на перевал закрывается в 9-10 утра, и обычно все болельщики добираются до деревни у подножия горы Сент-Мари-де-Кампане на машине или автобусе, а затем поднимаются наверх пешком. Говорят, такой подъём занимает 3-4 часа, поэтому многие останавливаются там, где получится.
Мы рассматривали вариант с деревней как основной, но надежда добраться до вершины автостопом нас не покидала. Мы проверяли сервис «Блаблакар» каждый день целую неделю, но он не показывал нам ни одной машины, которая ехала бы в нужном направлении и в нужное время. В самый последний момент в дело вмешался не иначе, как сам Велосипедный Бог: ближе к 11 вечера в день перед стартом нас согласился подобрать француз, планировавший рано утром выехать из Бордо на лыжную станцию Турмале. По правилам «Блаблакара» водитель определяет, в каком месте к нему присоединятся пассажиры, но так как наш француз не особенно хорошо говорил по-английски, а мы – по-французски, ему пришлось забрать нас практически у подъезда нашего дома. Так мы оказались в одной из последних машин, которые пропустили на перевал. Около половины десятого утра мы были на лыжной станции.
Крайне довольные собой, мы позавтракали на горе, рассмотрели толпы болельщиков, купили несколько сувениров, пару багетов, воду и отправились непосредственно на перевал. Будьте готовы, что в подобной поездке вы увидите больше кэмперов, чем за всю свою жизнь. Многие останавливаются на спецстоянках вблизи цивилизации (в нашем случае это была лыжная станция), а самые преданные фанаты занимают выгодные места на горе за несколько дней. По дороге наверх мы увидели флаги доброго десятка стран, картинные переодевания, пьяные песнопения, «холодильники» с вином и пивом в горном ручье и кучу всяких необычных вещей и людей, ради которых и стоит посещать велогонки. Также на перевале мы встретили сотни взбирающихся на гору велосипедистов-любителей. Иногда болельщики поддерживали их так сильно, как, возможно, они не поддерживали некоторые команды из пелотона.
На вершине горы стояла огромная очередь из желающих сфотографироваться у знаменитого памятника «Гигант Турмале», продавали дорогущие сувениры, столики в кафе были забиты до отказа, а местные полицеские изрядно нервничали, начиная робкие попытки расчистить дорогу. Выполнив там обязательный туристический минимум и выпив пива, мы отправились обратно к станции – смотреть гонку.

Отдельное развлечение на горном этапе – «рекламный караван». На полпути вниз мы специально задержались, чтобы как следует рассмотреть его. Думаю, что новичкам это явление покажется не менее интересным, чем сама гонка. «Караван» состоит из автомобилей, водители и пассажиры которых разбрасывают из окон панамки, ручки, браслеты, скидки в магазинах, тряпочки для протирки очков, конфеты, фликеры и остальную рекламную фигню. Особо ушлые туристы заранее выбирают выгодные места и активно жестикулируют, требуя сувениры. На самом деле можно надеяться на десяток-другой памятных безделушек, даже если вы встанете в не самом удачном месте.

Вернувшись на станцию, мы выбрали место поудобнее и стали ждать. О приближении лидирующей группы гонщиков всегда можно узнать по появлению в небе вертолёта съёмочной группы, а о том, что она уже совсем близко – по нарастающему гулу толпы.

В момент, когда гонщики проезжают мимо вас, лучше забыть о фотоаппарате и наслаждаться действом, потому что длится оно намного меньше, чем хотелось бы. Времени, чтобы найти взглядом любимых гонщиков из пелотона и поддержать их, бывает очень мало. Но не многие посылают гонщикам позитивные эмоции. Французы издалека замечали гонщиков команды Sky и очень активно давали каждому из них понять, что именно его они очень не любят. Больше всех, конечное же, досталось Фруму.
Эти несколько часов в ожидании гонщиков велофанаты живут как одна семья, и очень быстро разбегаются после окончания, чтобы снова встретиться на новых этапах и гонках. Если путь на гору мы тщательно и долго планировали, то со спуском все решилось очень быстро: мы просто подсели в спускающуюся машину, добрались на ней до дома Наталии, забрали приготовленные рюкзаки и продолжили своё путешествие.

Любая поездка на супер-многодневки может обойтись вам намного дешевле, чем покажется на первый взгляд. Любители велоспорта из разных стран мира всегда будут рады помочь своим «коллегам» советом или делом. Спорт объединяет и на этапах любой велогонки это заметно особенно сильно. Планируйте отпуск, выбирайте старт, берите флаг своей страны и вперёд!

C проектом Ромы можно познакомиться по ссылке.
Made on
Tilda