Чемпионат мира по велоспорту 2016:
Мужская групповая гонка

UCI WC Doha 2016: обзор маршрута гонки и основных претендентов на победу
Чемпионат мира в Дохе стремительно подходит к концу. Наступает время разыграть последний, но вместе с тем и самый престижный комплект медалей. Сегодня за титул чемпиона в групповой гонке поспорят мужчины.
Первый чемпионат мира по велоспорту прошел в 1921-м году в Копенгагене, именно тогда и был впервые разыгран титул в мужской групповой гонке. Чемпионом стал швед Гуннар Скельд. Надо отметить, что до 1927-го медали разыгрывали только любители. Чемпионат мира 1927-м года в немецком Нюрбурге стал первым, на котором разыгрывались медали, как в любительской гонке, так и в профессиональной. Первым чемпионом мира среди профессионалов стал легендарный итальянец Альфредо Бинда. Мировые чемпионаты проводились ежегодно, исключением стали только годы Второй Мировой Войны (1939-1945).

Если считать все чемпионаты мира (за исключением любительских гонок 1921-1926 годов), то чаще других победу праздновали бельгийцы, на их счету 26 побед, 19 раз титулом чемпиона мира владели гонщики из Италии, 8 раз французы. По три раза чемпионами мира становились Альфредо Бинда, Рик ван Стеенберген, Эдди Меркс и Оскар Фрейре. Гонщики из России никогда чемпионами не были, но Дмитрий Конышев и Александр Колобнев дважды поднимались на пьедестал почета. Единственным чемпионом мира из стран бывшего СССР является латыш Романс Вайнштейнс, который стал сильнейшим в 2000-м году.

В последние годы география чемпионов расширяется. Начиная с 2009-го года Кэдел Эванс (Австралия), Тор Хусховд (Норвегия), Руй Кошта (Португалия), Михал Квятковски (Польша) и Петер Саган (Словакия) стали первыми в истории своих стран чемпионами мира в групповой гонке.


Профессионалам предстоит тяжелая гонка, по жаре им придется провести в седле более чем на 100 километров больше, чем представителям молодежной категории. Общая протяженность гонки составит 257,5 километра. Очень бурно в последние дни обсуждалась возможность сокращения гонки из-за сильной жары, но в конечном счете в UCI приняли решение ничего не сокращать и оставить в силе запланированный маршрут. Первая половина дистанции будет разительно отличается от того, что мы видели в предыдущих групповых гонках.

Гонщики стартуют из центра Дохи и будут двигаться преимущественно в северном направлении. Очень скоро они покинут столицу Катара и окажутся на продуваемой пустынной местности. Через 70 километров после старта участники гонки повернут обратно в сторону Дохи и будут находиться вблизи побережья Персидского залива. Примерно за 120 километров до финиша они въедут на территорию «Жемчужины Катара». Линию финиша профессионалы впервые пересекут на отметке 151 километра, затем им предстоит отправиться на семь ставших уже традиционными кругов по искусственному острову.

Конфигурацию круга все уже хорошо изучили. На круге много плавных поворотов, которые доставляют гонщикам достаточно много хлопот. Последний заметный вираж расположен примерно за 1000 метров до финиша. Заключительные 150 метров немного в гору, но градиент там не превышает 3%.
Температура воздуха будет достигать 35 градусов. Влажность 25-30%. Ветер 5-7 метров в секунду.

Часть гонки, которая будет проходить по пустыне оптимально подходит для создания эшелонов, которыми так славится проходящий в феврале «Тур Катара», но похоже, что направление ветра располагать к образованию нескольких групп не будет. Когда гонщики будут отъезжать от Дохи ветер будет встречным, на обратном пути дуть будет уже в спину. Для эшелонов и селекции на равнине нужен боковой ветер. К тому же, даже если пелотон развалиться в пустыне, то он вполне может вновь собраться на острове. Во всяком случае именно так было на репетиционном этапе «Туре Катара» нынешнего года, когда гонщики тоже стартовали в Дохе, затем отправились в пустыню, а потом вернулись в столицу Катара и проехали несколько кругов по «Жемчужине Катара». Победу тогда одержал Александр Кристофф, но в гонке не принимали участие многие фавориты чемпионата мира.
Логично предположить, что мужская профессиональная гонка закончится массовым спринтом, как и почти все предыдущие старты. Однако, всем спринтерам нужно быть начеку, чтобы не потерять всех шансов еще в пустыне. Прогноз погоды просеву пелотона не благоволит, но отнюдь не все прогнозы метеорологов сбываются.


Фавориты

Сразу у нескольких сборных нет ярко выраженного первого спринтера. Касается это в первую очередь сборных Франции, Германии и Италии. У французов роль капитанов разделят недолюбливающие друг друга Арно Демар и Насер Буанни. Натянутые отношения у этих ребят еще с тех пор, как они боролись за роль лидера FDJ. В конечном счете босс команды Марк Мадьо сделал выбор в пользу Демара, а Буанни отправился в Cofidis. Если брать во внимание скорость в чистом спринте, то на этапах многодневок и на не слишком затяжных однодневках Буанни выглядит быстрее, но Демар в этом году очень силен в спринте по итогам марафонских гонок. Арно выиграл «Милан - Сан Ремо», а также вырезал спринт из пелотона на «Гент - Вевелгем» и «Париж - Тур», правда в обоих случаях это был спринт не за первое место. У Буанни больших побед на однодневках пока нет, но он неоднократно доказывал, что на важных классических гонках он всегда удерживается в основной группе и борется за высокие места. Подняться на пьедестал «Милан - Сан Ремо» Насеру помешала только не вовремя слетевшая цепь велосипеда. К тому же Буанни выиграл спринт на входящей в мировой тур однодневке Cyclassics Hamburg, правда победу у лидера «Кофидиса» отняли, потому что он в очередной раз нарушил в финишном спурте прямолинейность хода.

В заявку сборной Франции также включены по три штатных грегари Демара и Буанни, из FDJ и «Кофидиса» соответственно. У Арно это будут Марк Сарро, Вильям Бонне и Йоанн Оффредо, у Насера Сириль Лемуан, Жеффри Суп и Кристоф Лапорт. Девятым гонщикам в заявке французской сборной стал штатный развозящий Брайана Кокара, Адриен Пети. Кого в решающий момент гонки начнет поддерживать Пети? Возможно, на этот вопрос сейчас не сможет ответить даже сам гонщик. Если Демар сумеет победить, то станет первым в истории гонщиком, который становился чемпионом мира в групповой гонке, как в молодежной категории, так и в профессионалах. Вряд ли французы окажутся на первых рубежах, если в пустыне все-таки образуются эшелоны, есть целый ряд сборных, которые на продуваемой равнине должны чувствовать себя увереннее.


У немцев формальным лидером был назван Андре Грайпель, выигравший пять лет назад на чемпионате мира в Копенгаге бронзу. Однако, помимо «Гориллы» в заявке сборной есть Марсель Киттель. Гонщику Etixx - Quick Step уготовлена роль джокера, помогать более опытному Грайпелю он не будет, однако у самого Марселя помощников не будет совсем. У немцев неполная квота и на старт выйдут только шесть гонщиков. Джон Дегенкольб должен быть последним колесом Андре Грайпеля, однако, и тут все не совсем однозначно. При определенных раскладах переходящий в следующем году в Trek - Segafredo «Деге» тоже будет искать в развязке свои шансы. Дегенкольб выигрывал «Милан - Сан Ремо» и доказывал, что силы на спринт после затяжной гонки у него остаются, что отнюдь не всегда можно сказать о Киттеле с Грайпелем, хотя в спринте на коротких гонках он заметно слабее их.

Помогать Грайпелю будут три раздельщика - великолепный Тони Мартин, а также Яша Зюттерлин и Нилс Политт. В предварительной заявке был проверенный разгоняющий Марсель Зиберг, который гоняется в Lotto - Soudal вместе с Грайпелем, но высокорослый немец сначала сломал ключицу, а потом заболел, в итоге ему придется смотреть гонку по телевизору. Мощные раздельщики должны обезопасить спринтеров в пустыне, если появятся эшелоны, то у немцев скорее всего все будет в порядке, но вот разгоняющих на последний километр явно не хватает. Мартин и Политт это не гонщики на последние сотни метров. В концовке помочь Андре может только Дегенкольб. Сам спринтер Lotto - Soudal славится тем, что не любит жесткую борьбу за позицию на последнем километре, это вполне может ему аукнуться и сегодня.

У Италии на роль капитана претендуют два совершенно разноплановых спринтера. Одним из них является триумфатор недавнего олимпийского омниума Элия Вивиани, а другим более универсальный и стабильный Джакомо Ниццоло, который в чистой скорости Вивиани все-таки уступает. Именно о двух лидерах сборной говорит ее тренер Давиде Кассани. Сезон на шоссе у гоняющегося в team Sky Вивиани получился тяжелым, последняя победа к нему пришла еще в конце марта, на постолимпийских гонках он ни разу не попал даже в тройку сильнейших. Ниццоло в преддверии чемпионата мира, напротив, находится в хорошей форме. За последний месяц Джакомо выиграл две однодневки, да и на «Энеко Туре» он выступал достойно. В активе Вивиани есть победы над Киттелем и Грайпелем, Ниццоло бороться с сильнейшими спринтерами непросто, но за счет хорошего выбора позиции он показывает стабильный результаты, да и дистанция в более чем 250 километров вряд ли его пугает.

Подбору грегари «скуадра адзурры» может позавидовать любая сборная. Тут гонщики на все возможные варианты хода событий. Маттео Трентин, Даниеле Беннати, Даниэль Осс, Мануэль Куиндзато, Якопо Гварньери, Фабио Сабатини и Сонни Колбрелли не только могут обеспечить отличный развоз на последних километрах, но и прекрасно чувствуют себя на продуваемой равнине, многие из них обладают большим опытом выступлений в Катаре. Трудно сказать, в какой последовательности выстроятся итальянцы на последних километрах. Якопо Гварньери и Фабио Сабатини в своих командах исполняют роль последних разгоняющих, причем все тот же Гварньери по мнению многих является одним из лучших в своем деле. В общем, итальянцам не хватает только определенности с лидером.

Теперь поговорим о сборных, в которых есть один ярко выраженный лидер. Тут речь в первую очередь пойдет о Словакии, Британии и Колумбии, именно гонщиков этих трех стран букмекеры считают фаворитами гонки. Речь, разумеется, идет о действующем чемпионе мира и Европы Петере Сагане, экс-чемпионе мира Марке Кэвендише и победителе недавней «Париж - Тур» Фернандо Гавирии.

Саган проводит лучший сезон в своей карьере, в рамках которого он впервые выиграл монументальную гонку, а также снял свое «туровское» проклятья, одержав в рамках «Большой Петли» сразу три победы. Петер в этом году хорошо выглядит в борьбе с чистыми спринтерами, но никто не сомневается, что в скорости все тем же Грайпелю, Киттелю и Кэвендишу он уступает. Словак берет другим, грамотным выбором позиции, великолепным владением своим велосипедом и умением в спринтерском хаосе стремительно принимать правильные решения. На недавнем «Энеко Туре» Саган смотрелся прилично. Конечно, у Петера нет сильных грегари, но он давно привык все делать сам. Пытаться помочь Петеру будут только его брат Юрай и Михаэль Коларж. Петер хорошо себя чувствует на продуваемой равнине и в случае образования эшелонов он должен оказаться на ведущих ролях.

Кэвендиш на «Тур де Франс» впервые за много лет выиграл сразу четыре этапа и тем самым вернул себе статус лучшего чистого спринтера мира. После схода с «Тура» он отправился в Рио, где завоевал серебро в омниуме. Однако, как и случае с Вивиани, после возвращения с трека на шоссе у гонщика Dimension Data не все ладится. Он болел и пару раз был бит в спринте. У сборной Великобритании полная квота и «грегарить» на Кэвендиша будут Адам Блайт, Стивен Каммингз, Дэн МакЛей, Люк Роу, Иэн Стэннард, Бен Свифт, Герэйнт Томас и Скотт Туэйтс. Сильная сборная, способная поддержать Кэва, как в пустыне, так и на последних километрах. Правда спринтерский поезд британцев все-таки выглядит не так грозно, как итальянский. Блайт и Свифт в своих командах не являются основными разгоняющими. На «Туре Катара» на схожем этапе Марк оказался во втором эшелоне и его группа догнала лидеров только на «Жемчужине Катара», помощь Стэннарда, Роу и Туэйтса на первой половине гонки будет особенно важна. Не стоит забывать, что именно Кэв стал чемпионом в последний раз, когда трасса Мундиаля подходила чистым спринтерам, было это в 2011-м году. Молодой МакЛей должен быть запасным вариантом, если гонка у Кэвендиша не сложится.

Все надежды сборной Колумбии связаны с Гавирией, о котором мы на этой неделе делали отдельный материал. При желании Фернандо мог даже заявиться в молодежную гонку, по возрасту он в нее вполне проходит, но негоже гонщику такого уровня бороться с ребятами, которые еще не имеют профессиональных контрактов, да и вообще заметно уступают ему в классе. Гонщик Etixx - Quick Step уникален для своей страны, сильных специалистов равнинного рельефа и разгоняющих в Колумбии пока не хватает, поэтому Гавирии придется несладко. В его распоряжении будут Карлос Альзате, Эдвин Авила, Омар Мендоса, Брайан Стивен Рамирес, Ригоберто Уран и Вальтер Варгас. Альзате, Мендоса и Авила достаточно известные в Латинской Америка спринтеры, но до мирового уровня они не дотягивают. Вероятно, что на последнем километре Гавирии придется все делать самому, но он славится тем, что способен бороться за выгодную позицию и в одиночку.


У сборных Нидерландов, Бельгии и Норвегии тоже много общего. В обеих сборных есть лидер, но имеются и сильные вторые спринтеры, которые в случае чего способны достойно заменить лидеров. Сборные Бельгии и Нидерландов надеются развалить пелотон в пустыне, ведь гоняясь в Бенилюксе они привыкли выступать в условиях сильного ветра. Не откажутся от подобного хода событий и норвежцы. Лидером бельгийцев будет чемпион 2005-го года Том Боонен. «Томмеке» является самым успешным гонщиком в истории «Тура Катара», на его счету несколько побед в общем зачете и огромное количество отдельных этапов этой гонки. В Европе Том уже давно уступает сильнейшим финишерам, но в Катаре он всегда спринтует здорово и может обставить более быстрых ребят. В распоряжении Боонена будут Йенс Дебюссере, Ильо Кейссе, Йенс Кейкелере, Николас Мас, Оливер Насен, Юрген Руландтс, Яспер Стейвен и Грег ван Авермат. Бельгийцам будет очень важно просеять пелотон перед въездом на остров, выиграть спринт из не слишком большого пелотона Тому будет гораздо проще. В случае форс-мажоров роль основного спринтера может получить Дебюссере, но перед гонкой ему уготовлена роль последнего разгоняющего. Ван Авермат наверняка порадует нас своей фирменной атакой на последних километрах.
Сборная Нидерландов выглядит чуть слабее бельгийцев, но возглавляет ее молодой и амбициозный Дилан Груневехен. 23-летний гонщик LottoNL - Jumbo в этом году дебютировал в мировом туре и произвел настоящий фурор. На последних гонках перед чемпионатом Дилан выглядел прилично, особенно это было заметно на «Энеко Туре», на котором ему пришлось бороться с сильнейшими в мире чистыми спринтерами. Также в голландскую заявку попали Кун де Корт, Том Дюмулен, Себастьян Лангевельд, Том Леезер, Ники Терпстра, Дилан ван Баарле, Йос ван Эмден и Дэнни ван Поппель. Ровесник Груневехена, Дэнни ван Поппель тоже хороший финишер. На прошлой неделе гонщик team Sky приболел, но если поправился, то в случае чего способен заменить Груневехена в качестве основного финишера. Опытный де Корт будет иметь огромное значение на последнем километре. Терпстра, ван Баарле, Лангевельд и Дюмулен попробуют развалить пелотон в пустыне.


Лидером сильнейшей скандинавской сборной в очередной раз будет Александр Кристофф из «Катюши». В этом году Алекс ни разу не сумел победить на гонках мирового тура, но не стоит забывать, что мощный спринт после затяжных гонок всегда был его сильной стороной. В 2013-2014-м года норвежец выигрывал групповые финиши на всех весенних монументах, только в одном случае (на «Милан - Сан Ремо 2014») это был спринт за первое место, но тем не менее. Кристоффу нужна максимально тяжелая гонка и тогда он может опередить измотанных конкурентов. В последние пару лет норвежец здорово выступает на «Туре Катара», выигрывает спринты, всегда оказывается в первом эшелоне. Ко всему прочему норвежцы в этом году могут похвастаться максимальной квотой, кампанию Кристоффу составят Эдвальд Боассон Хаген, Вегард Бреен, Свен Эрик Бистрем, Сондре Хольст Энгер, Даниэль Ольгорд, Трулс Энген Корсат, Вегард Стаке Ланген и Кристоффер Шкьерпинг. Крепкая команда, которая способна помочь лидеру на любых участках гонки. В случае чего бремя лидерства на себя может взять Эдвальд Боассон Хаген.
Лидером сборной Австралии должен стать миниатюрный спринтер Калеб Юэн. Вторым защищенным гонщиком будет Майкл Мэттьюз. Также в заявке значатся Заккари Демпстер, Мичелл Докер, Люк Дарбридж, Хайнрих Хаусслер, Мэтт Хэйман, Марк Реншоу и Стил ван Хофф. На последних гонках Юэн выступал не очень хорошо, да и формирование эшелонов вряд ли пойдет на пользу гонщикам с Зеленого Континента, на этом участке основной спринтер сборной вряд ли будет чувствовать себя слишком уверенно. Если Юэна все-таки где-нибудь потеряют, то финишировать попробует Мэттьюз, но ему на фоне чистых спринтеров явно не хватает скорости.

Также полные квоты имеют Испания и Швейцария. Однако, основной спринтер испанцев Хуан Хосе Лобато в последнее время постоянно разочаровывает, он не любит участки с сильным ветром, да и выбор позиции в спринте является его ахиллесовой пятой. У швейцарцев приличного спринтера и вовсе нет, а без него в Катаре делать нечего.

К числу гонщиков, способных преподнести сюрприз стоит в первую очередь отнести пребывающего в хорошей форме ирландца Сэма Беннетта, а также Жана-Пьера Дрюкера, Ариеля Максимилиано Ричезе и нашего Александра Порсева. Кроме Александра в заявку нашей сборной попали Максим Бельков, Вячеслав Кузнецов, Сергей Лагутин, Роман Майкин и Антон Воробьев.
Made on
Tilda