Почему «Тур де Франс» получился таким скучным
и что с этим делать

Прошедший «Тур» вызвал очень неоднозначные эмоции у любителей велоспорта. Размышляем о причинах произошедшего
Наверно не многие будут спорить с тем, что прошедший «Тур» был не самым интересным. Вообще, в последние годы французский гранд-тур не часто получается очень зрелищным, но этот превзошел все самые пессимистические прогнозы. В большинстве ведущих европейских велосипедных стран тв рейтинг «Тура» существенно уступали прошлогодним показателям. Давайте попробуем разобраться почему так вышло.
1. Слишком сильный Sky

Еще до начала гонки было мало сомнений, что именно команда Криса Фрума будет самой сильной, но трудно было представить, что разница будет такой значительной. Гонщики Sky были настолько хороши, что даже могли приберечь некоторых горняков на третью неделю. Ваута Пулса откровенно берегли на пиренейских этапах, но именно он стал ключевым грегари Фрума в Альпах.

Когда на третьей неделе от основной группы пытались оторваться Ромен Барде, Фабио Ару и Дэн Мартин их атаки без особого труда нейтрализовывали многочисленные помощники Фрума, хотя атаковали эти гонщики даже не самого Крис, а своих соседей по общему зачету. Таким образом Sky закрывал все атаки даже генеральщиков второго эшелона.

Сама британская команда в этом году существенно изменила тактику. Sky и Фрум не посылали своих конкурентов в глубокий нокдаун на первом тяжелом горном этапе, как это было в 2013- и 2015-м годах. Гонщики Sky работали в горах не на максимальный просев, а на контроль. Основное преимущество Фрум накопил в разделках, добавив к этому неожиданные атаки на спуске на восьмом этапе и совместную с Саганом атаку на десятом этапе. Можно даже сказать, что Фрум проехал в стиле Уиггинза в 2012-м, сольной победы в горах так и не случилось. Впрочем, она британцу и не сильно была нужна.
2. Проблемы Найро Кинтаны и Movistar

До старта гонки Найро Кинтана считался основным конкурентом Фрума, но колумбиец не оправдал надежд специалистов и с большим трудом сумел занять только третье место. Главный его помощник Алехандро Вальверде был в порядке, а вот другие ребята испытывали существенные проблемы. Виннер Анакона должен был стать ключевым помощников на третьей неделе, но после падения на 10-м этапе соотечественник Кинтаны так и не пришел в себя. Ион Изагирре к концу третьей неделе набрал хорошую форму и выиграл этап, но как помощник проявил себя неважно. Большую часть «Тура» Ион был незаметен, а на него очень рассчитывали. Не удивил ничем хорошим и Дани Морено, в новой команде бывший гонщик «Катюши» полностью ушел на второй план, как он собственно и хотел. По-настоящему стабильно и полезно проехал только португалец Нельсон Оливейра. Хотя все это не имеет большого значения, после попытки что-то сделать на Мон Ванту Кинтана понял, что с ним что-то не то и больше не активничал, чем навлек на себя гнев многих болельщиков. Все это экшена гонке, конечно, не добавило.
3. Ранний сход Альберто Контадора

В какой бы безнадежной ситуации Альберто Контадор не оказывался, он никогда не перестает пытаться изменить ситуацию и его ранний сход подпортил гонку. Даже в день своего схода Альберто атаковал и на время переложился в отрыв, но потом травмы все-таки взяли свое. В данный момент испанец, пожалуй, единственный представитель так называемого «олдскула». Больше никто на современном этапе развития велоспорта не рискнет атаковать за 100 километров до финиша, такое может только Контадор. Вряд ли многократный победитель супер-многодневок просто отсиживался бы за горным поездом Sky, как это делали другие гонщики. Капитан Tinkoff постарается реабилитироваться на «Вуэльте» и мы наверняка увидим его знаменитые атаки, но как говорится, это уже совсем другая история.
4. Просчеты организаторов

Очень скучными получились не только горные, но и равнинные этапы гонки. Многие предпочитают смотреть только последние километры таких этапов, но на самом деле в такие дни порой происходят интересные вещи. В этом году все действительно было очень тоскливо.

Нельзя не остановиться на странном решении организаторов «Тур де Франс» из Amaury Sport Organision (ASO) включить в программу гонки три подряд марафонских этапа на первой неделе (3 - 5-ый этапы), причем два из них были абсолютно равнинными. Так уж получилось, что после второго этапа лидировавший на тот момент в горном зачете Яспер Стейвен даже теоретически не мог лишиться гороховой майки. Все прекрасно понимали, что спринтерские команды все равно догонят, а мучиться впереди не имея шансов примерить гороховую майку никто не хотел. В итоге большую часть этапа впереди в одиночестве находился Арминдо Фонсека и гонщики проехали 222 километра по равнине аж за 6 часов.
Что делать со всем этим делать?

Генеральный директор «Тура» Кристиан Прюдомм уже заявил, что хочет сократить количество гонщиков в каждой из команд до восьми человек. Может ли это существенно изменить ситуацию? Вряд ли. По восемь гонщиков в командах бывает на всех гонках мирового тура за исключением гранд-туров. Сильно на Sky это вряд ли повлияет. На некоторых гонках высшей и первой категории сейчас стали использовать усеченные составы всего из шести гонщиков. Такие изменения действительно могут повлиять на ситуацию и гонки в подобных условиях становятся более непредсказуемыми, но вряд ли кто-то пойдет на столь кардинальные изменения на гранд-турах.

В данный момент британская команда существенно превосходит всех по финансовым возможностям и другие команды при все желании не могут выставить на гонку такой же сильный состав. Даже такие команды, как Astana, BMC Racing Team и Etixx - Quick Step существенно уступают Sky. Можно придумывать всякие фантастические варианты, типа потолка зарплат, но вряд ли подобного рода изменения будут приняты. В конечном счете можно вообще ничего не предпринимать, а просто ждать пока Sky свернет финансирование велоспорта, но никаких предпосылок к этому нет.

Какие-то изменения наверняка будут приняты, никто не будет мириться с падением телевизионных рейтингов «Тура», но кардинально изменить вряд ли что-то удастся. Не так давно на «Туре» доминировал Лэнс Армстронг, но гонка тогда не была закрытой и у US Postal Service были соперники, которые тоже обладали очень сильным подбором гонщиков. Было бы круто, если в велоспорте появилась бы сопоставимая со Sky по бюджету команда. Время покажет.
Made on
Tilda