Горы, горы и еще раз горы: «Тур Швейцарии – 2016»

Обзор этапов и основных претендентов на победу на «Туре Швейцарии – 2016»
Как и «Критериум дю Дофине» главная швейцарская многодневка является важным подготовительным стартом к «Большой Петле», хотя в последние годы французскую гонку гранды своим присутствием жалуют гораздо чаще. Тем не менее победа в общем зачете «Тура Швейцарии» сама по себе очень престижна и в этом году организаторы гонки проложили невероятно сложный маршрут, в последние пять дней гонщикам предстоит проехать четыре тяжелых горных этапа и одну гонку с раздельным стартом. Нынешний «Тур Швейцарии» обещает стать самым сложный недельным туром последнего десятилетия.

Первый «Тур Швейцарии» прошел в 1933-м году. В годы второй мировой войны гонку отменяли в 1940, 1943-1945-м годах. Таким образом в этом году многодневка будет проводиться в юбилейный восьмидесятый раз. Чаще всего побеждали в общем зачете хозяева - 23 раза, но итальянцы отстают не так уж и далеко, у них 19 побед. Россияне выигрывали гонку дважды, усилиями Павла Тонкова и Владимира Карпеца. Одна победа у Казахстана, принес ее, разумеется, Александр Винокуров. Четыре раза гонку выигрывал итальянец Паскуале Форнара, по три успеха у Фердинанда Кюблера, Хуго Коблета и Руя Кошты, который выйдет на старт и в этом году.

Последним гонщиком, который выигрывал «Тур Швейцарии» и «Тур де Франс» в одном сезоне был Лэнс Армстронг в 2001-м году. Правда через много лет, после скандальных признаний американца побед этих его лишили. А до Лэнса подобного рода дубль в далеком 1974-м году оформил легендарный Эдди Меркс.
Обзор этапов

Первый этап. Баар (6,4 км)


Гонка стартует в городке Баар, расположенном в кантоне Цуг. Гонщикам предстоит проехать короткую разделку протяженностью всего шесть с половиной километров.
По рельефу разделка будет преимущественно равнинной, на втором километре будет небольшой подъем, но он очень легкий (500 метров с градиентом 3%). В техническом плане трасса не самая простая, но и назвать ее слишком сложной тоже нельзя, на второй половине дистанции будет расположена большая часть опасных виражей. Борьбу за победу на подобного рода разделке, скорее всего, поведут Фабиан Канчеллара и Петер Саган.



Второй этап. Баар - Баар (187,6 км)

Как и в прошлом году город, в котором проходил пролог примет и первый групповой этап гонки. Гонщикам предстоит проехать 187,6 километра в окрестностях Баара.
Гонщикам нужно будет проехать четыре круга по 47 километров, на каждом из которых им придется иметь делом с подъемом второй категории (5,4 км, 4,2%). Гора достаточно простая, без крутых участков, спуск с нее заканчивается за семь километров до финиша. На последнем километре будет достаточно опасный поворот. Этап разыграют спринтеры, которые умеют терпеть не слишком тяжелые подъемы. Главными претендентами на победу будут Фернандо Гавирия, Майкл Мэттьюз, Яспер Стайвен, Дэнни ван Поппель, ну и все тот же Саган.



Третий этап. Гроссванген - Райнфельден (192,6 км)

Стартовый городок третьего этапа расположен в кантоне Люцерн, а финишный в кантоне Аргау.
В высокие горы гонщики не поедут, но вторая часть маршрута дня будет очень непростой. Первый раз «гонцы» пересекут финишную черту за 55 километров до окончания этапа и отправятся на 2 финишных круга, на котором будут расположены два подъема третьей категории. Первый подъем достаточно пологий (2,2 км, 6,5%), а второй короткий, но очень крутой (1,3 км, 11,5%). Последний раз эти подъемы будут проходить соответственно за 17 и 11 км до финиша. Завершающий подъем отлично подходит для атак «панчеров», но удержать свое преимущество им будет непросто. Финиш в техническом плане простой, поворотов на последних километрах не будет. Петер Саган выглядит фаворитов этапа, вызов ему могут бросить все те же Мэттьюз и Гавирия, к числу соискателей можно отнести и Тоша ван дер Санде из Lotto-Soudal.



Четвертый этап. Райнфельден - Шампань (193 км)

Гонщики впервые окажутся во франкоговорящей части страны. Финишный городок расположен в кантоне Во.
Самый простой по рельефу этап гонки. После пологого подъема второй категории гонщики много километров проедут по равнинной местности. Последний подъем дня тоже достаточно простой, всего 1,7 километра с градиентом 4,4%. Такими участками не остановишь даже чистых спринтеров. На завершающих километрах начнется небольшой «апхильный» участок, а последний километр наоборот немного под гору. Концовка этапа с технической точки зрения будет очень сложной, Петер Саган любит такие развязки, но колумбийцу Гавирии она подходит не чуть не меньше, именно молодой Гавирия должен стать основным конкурентом словака в этот день.



Пятый этап. Бриг-Глис - Кари (126,4 км)

Старт первого горного этапа расположен в преимущественно франкоговорящем кантоне Вале, а финиш в италоязычном кантоне Тичино.
Первый же альпийский этап будет очень сложным и будет включать 2 горы высшей категории и одну гору первой категории. C самого старта гонщики начнут набирать высоту. Официально подъем на Фуркапасс начнется на 40-м километре дистанции и будет иметь протяженность 16,1 км со средним градиентом 6,6%. Вершина подъема расположена на высоте 2436 метров.
После спуска и короткого равнинного участка начнется подъем на Готтхардпасс (8,3 км, 7,1%). Высота пика опять достаточно внушительная, 2102 метров.
Протяженность последнего перевала дня по мнению организаторов гонки 10,1 км, а средний градиент 7,5%, но горные очки будут разыграны за 1,2 километра до финиша. В действительности последний километр это тоже часть подъема, причем именно этот километр будет самым крутым (средний градиент 11,2%).
Учитывая, что перед этапом ситуация в общем зачете будет еще очень плотной, отрыв далеко не отпустят и этап скорее всего разыграют генеральщики. Герэйнт Томас к этому моменту еще должен быть свеж и будет одним из главных претендентов на победу.



Шестой этап. Везен - Амден (162,8 км)

Гонщики вернутся в немецкоговорящую часть страны, шестой этап стартует и финиширует в кантоне Санкт-Галлен. На самом деле старт и финиш этапа располагаются всего лишь в нескольких километрах друг от друга.
Первая часть этапа будет достаточно простой, пологий некатегорийный подъем больших проблем не доставит. На 78-м километре начнется самый затяжной подъем всей гонки - Клаузенпасс (23,3 км, 6,2%). В средней части перевал будет иметь заметное выполаживание.
Последний подъем дня достаточно короткий, но очень крутой - 6,9 км, 10,7%. Как и на предыдущем этапе горные очки будут разыграны за километр до завершение этапа, но гонщики продолжат штурмовать гору до самого финиша. На этом этапе хорошие шансы на успех будут иметь как генеральщики, так и гонщики уехавшие в отрыв.



Седьмой этап. Арбон - Зельден (224,3 км).

Гонщики выйдут на старт в кантоне Тюргау, а финишируют на территории Австрии, на знаменитом горнолыжном курорте Зельден.
Именно этот этап скорее всего станет самым тяжелым, он будет самым протяженным и именно на нем гонщики наберут больше всего метров в гору (4294 м), к тому же второй год подряд гонщикам придется штурмовать невероятно сложный финишный подъем Реттенбахфернер (10,1 км, 11,0%), но как и на предыдущих этапах после розыгрыша горных очков гонщики продолжат карабкаться в гору еще 1300 метров до финиша. Высота пика -2670 метров. Первый подъем высшей категории на этом этапе не такой сложный - Хохтаннбергпасс (11,8 км, 6,4%).
Ждем на этом этапе подвигов от Симона Шпилака и Мигеля Анхеля Лопеса. В прошлом году Шпилак был едва ли не самым сильным гонщиком на этом перевале, но атаковал слишком рано и закончил день на третьем месте.




Восьмой этап. Давос - Давос (16,8 км)

Последние 2 этапа пройдут в окрестностях знаменитого на весь мир курорта Давос в кантоне Граубюнден.
Начнется решающая разборка в Давосе с достаточно короткой разделки. В техническом плане трасса не слишком сложная, с большим количеством длинных прямых участков. На второй половине будет находиться единственный заметный подъем - 3 км, 5%. Вершина подъема будет располагаться за 4,4 километра до финиша.

Разделка может повлиять на ситуацию в общем зачете, но перед стартом многодневки кажется, что горные этапы будут иметь большее значение. Если Канчеллару не остановит череда горных этапов, то он наверняка поборется за победу в этот день. Еще одним претендентом на успех является действующий чемпион мира Василий Кириенка. Некоторые из генеральщиков тоже могут вмешаться в борьбу, к примеру Ион Изагирре.



Девятый этап. Давос - Давос (117,6 км)

Последний этап станет единственным горным этапом, который финиширует не на вершине подъема, а после спуска с него.
Последний этап станет самым коротким в гонке, но учитывая колоссальную усталость, которая накроет всех гонщиков к этому моменту, день наверняка будет событийным. Оба перевала дня по праву получили высшую категорию сложности и гонщики опять окажутся на высотах за 2000 метров. Альбулапасс (2315 м) - это 17,4 км в гору со средним градиентом 6,9%.
Вершина последнего перевала «Тура Швейцарии» будет находиться за 15 километров до финиша. Пик Флюелапасса (12,9 км, 7,4%) расположен на внушительной высоте 2383 метра.
Спуск с подъема в техническом плане будет простым, последние 6 километров по ровному рельефу. Такие короткие этапы на многодневках всегда бывают очень напряженными и захватывающими, тем более это будет последняя возможность изменить ситуацию в общем зачете.


Основные претенденты


Главным претендентом на победу в общем зачете мы считаем американца Тиджея Ван Гардерена из BMC. В прошлом году в этот же период сезона Тиджей был очень хорош на «Критериум дю Дофине», на котором отдал победу Крису Фруму только на последнем этапе и занял итоговое второе место в очень сильной компании. Таких серьезных конкурентов у американца в Швейцарии не будет и если его нынешняя форма сопоставима с прошлогодней он имеет отличные шансы на успех.
Ван Гардерен способен хорошо проехать и горные этапы, и короткую решающую разделку, у него будет крепкая группа поддержки, которая может подстраховать его на любых участках гонки. Главным помощниками в горах станут колумбиец Атапума, который к концу «Джиро» набрал отличную форму и проводящий хороший сезон ветеран Саму Санчес.



Основным конкурентом американца мы назовем Симона Шпилака из «Катюши». Словенец выиграл гонку в прошлом году, но этой весной выглядел не совсем убедительно, ограничившись только восьмым местом на «Туре Страны Басков» и седьмым на любимом «Туре Романдии». Тем не менее Симон отлично приспособлен к холодной погоде, которая на «Туре Швейцарии» наверняка будет, учитывая наличие в маршруте перевалов высотой более 2000 метров. Шпилак так и не стал звездой супер-многодневок, но в рамках недельных гонок он всегда демонстрирует хорошую восстанавливаемость и бывает силен на последних этапах, а это будет в Швейцарии очень важно. Многих его конкурентов наличие большого количества горных этапов может остановить, но это не должно стать серьезной проблемой для словенца.
Шпилак способен показать высокий результат в разделке, тем более она будет проводиться в восьмой день гонки. Помогать на холмистом и горном рельефе ему будут Машаду, Мамыкин, Чернецкий и Рестрепо.



Многие называют Герэйнта Томаса основным претендентом на победу. В прошлом году британец в общем зачете уступил только Шпилаку, но маршрут гонки тогда был значительно проще и это было на руку британцу. В этом году Томас уже выиграл в общем зачете очень престижную многодневку «Париж-Ницца», но даже на ней он успел продемонстрировать свое основное слабое место - плохую восстанавливаемость. На последнем этапе Томасу было откровенно тяжело и спас его только Серхио Энао. Если бы не помощь колумбийца, то Томас не только потерял бы первое место, но и вывалился бы из тройки сильнейших. На «Вуэльте Каталонии» и «Туре Романдии» британец выступил неудачно. Большое количество горных этапов, которые идут один за другим явно не в пользу британца, к последним дням гонки он может сильно устать и потерять много времени.
Томас едет гонки с раздельным стартом сильнее большинства своих конкурентов, но в прошлом году разделка была заметно длиннее и 16 километров Герэйнту может быть просто недостаточно для того, чтобы он успел отыграть у горняков много времени. К тому же в этом году Томаса назвали вторым защищенным гонщиком Sky на «Тур де Франс», а значит он не может форсировать форму, дабы сохранит силы для третьей недели «Большой Петли». Состав «Скай» в Швейцарии будет не таким сильным, как обычно. Поддерживать Томаса в горах будут Лопес, Босуэлл, Кириенка и восстановившийся после своих проблем со здоровьем чех Леопольд Кениг.



В последние пару лет баск Ион Изагирре зарекомендовал себя, как один из сильнейших гонщиков на недельные туры. Позавидовать его стабильности в этом сезоне может любой многодневщик. Успешно начав сезон на испанских и португальских гонках, он занял пятое место на «Париж-Ницца» и третье на «Туре Романдии». Небольшим разочарованием для него стал пропуск родного «Тура Страны Басков», перед стартом гонки его скосил гастроэнтерит.
Как правило, баск очень хорошо проезжает гонки с раздельным стартом, на горных этапах действует от обороны, а значит маршрут «Тура Швейцарии» ему не очень подходит, к тому же у него часто возникают проблемы в высоких горах.
Не в пользу баска и статистика его выступлений на этой гонке, Ион стартовал на ней три раза, но ни чем не запомнился. Роль горных грегари будут исполнять старший брат Иона Горка Изагирре, а также Виннер Анакона и Хосе Эррада.


Руи Кошта выигрывал Швейцарию три года подряд (2012-2014) и в июне всегда бывает в хорошей форме. В прошлом году португалец поехал на «Дофине» и много проиграл на первом горном этапе, но в дальнейшем Кошта отыграл свое отставание за счет победы на этапе из отрыва и сумел закончить французскую многодневку на третьем месте.
У португальца парой возникают проблемы в высоких горах, но в борьбе за высокие места в общем зачете он наверняка поучаствует. В этом сезоне Кошта был десятым на «Париж-Ницца», седьмым на «Туре Страны Басков» и шестым на «Туре Романдии». У «Лямпре» нет сильной группы поддержки в горах, но Поланц, Немец и Джурасек сделают все, что смогут.



Стоит обратить внимание на Мигеля Анхеля Лопеса из «Астаны». 22-летний гонщик из Колумбии идет по стопам своего соотечественника Найро Кинтаны. Как и Кинтана, Лопес выиграл самую престижную для молодых гонщиков многодневку «Тур де л'Авенир» в возрасте 20 лет. В прошлом году Мигель Анхель громко о себе заявил именно на «Туре Швейцарии». Лопес занял седьмое место в генеральной классификации, а мог быть и выше, если бы не завершающая длинная разделка.
Сезон весенних европейских многодневок у колумбийца не сложился, но швейцарский тур ему очень подходит по рельефу. Череда тяжелых горных этапов, а разделка гораздо короче, чем в прошлом году. Лопес пока не стабилен, но если он в самой хорошей своей форме, то может пробиться даже в итоговую тройку.



Хозяин гонки Маттиас Франк из IAM Cycling был вторым в итоговом зачете в 2014-м году, а в прошлом сезоне решил сконцентрироваться на успешном выступлении на «Тур де Франс» и на родную гонку не приехал вовсе, предпочтя готовиться через «Дофине». Своей цели на «Большой Петле» Маттиас добился и вошел в первую десятку. В этом году швейцарец на весенних гонках смотрелся чуть лучше, чем в прошлом и судя по всему находится в хорошей форме. Нынешний «Туре Швейцарии» для IAM важен вдвойне, ведь для команды Мишеля Тетаза этот сезон станет последним.
Франк достаточно сбалансированный генеральщик, который может неплохо выступать в гонках с раздельным стартом. В его группу поддержки войдут Рето Холленштайн, Штефан Денифль, Марсель Висс и Оливер Цаугг.

К числу возможных претендентов на место в шестерке сильнейших стоит отнести Уоррена Баргиля из Giant-Alpecin, Роберта Гесинка и Вилко Келдермана из LottoNL - Jumbo, Эндрю Талански и Джо Домбровски из Cannondale, а также Микеле Скарпони из «Астаны». Первые четверо готовятся к Туру, а Домбровски и Скарпони закончили «Джиро» в хорошей форме и способны преподнести сюрприз в швейцарских горах.

Наша редакция выбирает достаточно неожиданную итоговую тройку:
1) Ван Гардерен
2) Шпилак
3) Лопес
Made on
Tilda