Всё, что нужно знать о «Туре Фландрии 2017»

История, маршрут и основные претенденты на победу
на «Ronde van Vlaanderen 2017»
Через две недели после «Милан — Сан-Ремо» традиционно наступает время второй монументальной гонки сезона, речь идет о бельгийской гонке «Ронде ван Влаандерен», которую в России принято называть «Тур Фландрии». В последние дни многие из вас наверняка следили за целым рядом престижных брусчатых гонок, таких как «Дварс доор Влаандерен», «E3 Харелбеке», «Гент — Вевельгем» и «Три дня Де-Панне». Победы на этих гонках весьма престижны, тем более почти все они сейчас входят в мировой тур, но для грандов они все-таки являются разминкой перед «Ронде ван Влаандерен».
История

Первое издание гонки прошло в 1913 году. Как это часто бывало в то время, организатором гонки выступила газета. В случае с «Ронде ван Влаандерен» это была местная газета Sportwereld, основанная менее чем за год до первого «Тура Фландрии». Гонка стала совместным детищем основателя газеты Леона ван ден Хауте и главного редактора Карела ван Вейнендале. Со временем ван Вейнеделе стал владельцем Sportwereld и газета долгие годы оставалась организатором гонки. В дальнейшем она была выкуплена более крупным изданием «Хет Ниувсблад», которое, как мы уже рассказывали, тоже в свое время основала свою гонку - «Омлооп Хет Ниувсблад».

Первое издание гонки стало самым длинным в истории, в 1913 году гонщики стартовали в Гент, а финишировали в деревне Мариякерке, которое в наше время уже является частью Гента. В гонке приняли участие 36 велосипедистов, а его победителем стал местный гонщик Пауль Деман. «Ронде ван Влаандерен» не проводилась только в годы первой мировой войны. В период второй мировой войны Бельгия была оккупирована фашистской Германией, но немцы не мешали проведению гонки, а даже помогали ее организовывать. До 1948 года «Ронде ван Влаандерен» покорялась гонщикам не из Фландрии всего один раз, в 1923 году ее выиграл швейцарец Хайнрих «Хайри» Сютер. Все дело в том, что до 1948 года «Милан — Сан-Ремо» и «Ронде ван Влаандерен» проводились в один день и сильнейшие итальянские и французские гонщики отдавали предпочтение гонке в Южной Европе. В 1948 году газеты «Экип», «Гадзетта делло Спорт» и «Хет Ниувсблад» организовали гоночную серию «Челлендж Дегранжа и Коломбо», в которую вошли ведущие велосипедные соревнования того времени. С тех пор «Милан — Сан-Ремо» и «Ронде ван Влаандерен» перестали проводиться в один день и в Бельгии гораздо чаще стали побеждать гонщики из других стран.

В 50-х годах прошлого столетия началось активное асфальтирование бельгийских дорог и организаторы «Ронде ван Влаандерен» забили тревогу, поскольку маршрут гонки стал выглядеть недостаточно тяжелым. Выход из ситуации был найден в 1973 году, когда финиш был перенесен в деревню Меербеке, а Муур ван Гераардсберген и Босберг стали ключевыми брусчатыми холмами «Ронде ван Влаандерен». До этого времени маршрут гонки менялся достаточно часто, но изменения были незначительными. Со временем Муур ван Гераардсберген с часовней, которая находится на вершине холма, стал одним из самых культовых и узнаваемых мест в велосипедном мире.
В 1976 году гонка последний раз стартовала в Генте, на следующие 20 лет стартовом пунктом стал город Синт-Никлас, а с 1998 по 2016-ый «Тур Фландрии» начинался в Брюгге. При этом финишная часть гонки с прохождением Муур ван Гераардсберген и Босберга была неизменна до 2012 года. В 2012-м финиш был перенес в Ауденарде и знаменитый Од Кваремонт и Патерберг стали двумя заключительными «хеллингенами» (прим.ред - брусчатый холм) гонки. В настоящий момент организатором «Ронде ван Влаандерен» выступает объединение Flanders Classic, которое контролирует все ключевые фламандские гонки за исключением «E3 Харелбеке».

Большинство нынешних знаменитых «хеллингенов» попали в маршрут гонки в 70-х годах, это касается Од Кваремонта (1974), Таайенберга (1974) и Коппенберга (1976), исключением являются Муур ван Гераардсберген, который появился в гонке в 1950 году, а также Патерберг, который впервые штурмовали только в 1986 году.

В этом году пройдет 101-е издание гонки. На сегодняшний день за бельгийцами 68 побед, но только однажды «Ронде ван Влаандерен» осталась за франкоговорящим бельгийцем, в 1987 ее выиграл Клод Крикельон. Десять раз монумент во Фландрии выиграли итальянцы, девять побед у представителей Нидерландов. Совладельцами рекорда по количеству побед являются сразу шесть гонщиков - Ахил Бейссе, Фьоренцо Маньи, Эрик Леман, Йохан Мюзееув, Том Боонен и Фабиан Канчеллара, но только итальянец Маньи выигрывал гонку три года подряд, было это в промежутке с 1949 по 1951-ый годы. Брику Схотте и Мюзееуву принадлежит рекорд по количеству призовых мест, оба поднимались на пьедестал восемь раз. Все тот же Схотте является рекодсменом по количество участий на «Тур Фландрии», он выступал на гонке 20 раз. Легендарный Эдди Меркс выигрывал «Ронде ван Влаандерен» «всего лишь» два раза, но ему принадлежит рекорд по максимальному преимуществу на финише. В 1969 году он выиграл у Феличе Джимонди 5 минут 36 секунд. Главным неудачником гонки можно считать ирландца Шона Келли, он выигрывал все монументальные гонки, кроме «Ронде ван Влаандерен», на которой трижды финишировал вторым. Хорошо нам всем известный Андрей Чмиль является самым возрастным победителем гонки, в 2000 году он выиграл «Тур Фландрии» в возрасте 37 лет и 71 дня, было это в 2000 году, тогда Чмиль представлял Бельгию. Самый молодой победитель гонки Рик Стеенберген, в 1944 году он стал сильнейшим, когда ему не исполнилось еще и 20 лет. Только пять гонщиков выигрывали «Ронде ван Влаандерен» в майке чемпиона мира: Луисон Бобе (1955), Рик ван Лоой (1962), Эдди Меркс (1975), Том Боонен (2006) и Петер Саган (2016). На этом заканчиваем введение и переходим к изданию 2017-го года.



Маршрут

В этом году представители Flanders Classic решились на существенные изменения первой половины маршрута. Старт гонки перенесен из Брюгге в Антверпен, являющийся столицей одноименной провинции. Таким образом «Ронде ван Влаандерен» впервые в истории покинет территорию провинций Западная Фландрии и Восточная Фландрия, в которых гонка традиционно проводится. Надо заметить, что кардинальным образом на распределении мест это не скажется, решающая часть гонки осталась неизменной и полностью повторяет прошлогоднюю версию. Примечательно также, что впервые с 2011 года в маршрут гонки возвращается Муур ван Гераардсберген, но расположен он будет далеко от финиша, а значит вряд ли будет иметь решающее значение. В общей сложность гонщикам предстоит проехать 260 километров и финишировать в Ауденарде.

За 260 километров дистанции нужно будет взобраться на 18 холмов, 10 из которых брусчатые, а также преодолеть пять равнинных брусчатых участков.
Ключевые участки дистанции находятся на небольшом отдалении друг друга. На Муур гонщики поднимутся за 95 километров до финиша, но решающий участок гонки начнется многим позже, примерно через 40 километров. За 56 километров гонщики пройдут знаменитую связку Од Кваремонт - Патерберг. Это будет уже второе восхождение на Кваремонт на гонке, впервые на него поднимутся еще на первой половине пути. Стоит обратить внимание, что на «Ронде ван Влаандерен» гонщики сначала поднимутся на Кваремонт и только потом на Патербег, на недавно прошедшей «Е3 Харелбеке» это хеллингены проходят в другой очередности. Это нужно иметь в виду, потому что Кваремонт и Патерберг сильно отличаются друг от друга. Кваремонт заметно длиннее, но при этом положе (2200м из них1500м брусчатых, средний градиент 4%, максимальный 11,6%), а Патерберг короче, но заметно круче (360 м, 12,9%, максимальный 20,3%).

Через шесть километров после Патерберга нужно будет преодолеть, пожалуй, самый тяжелый брусчатый «хеллинген» гонки - Коппенберг (600 метров, 11,6%, макс. - 22,0%). Подъем на Коппенберг очень узкий и брусчатка на нем плохого качества. Восхождение на Коппенберг считается тяжелым и опасным. В свое время этот «хеллинген» на 15 лет был исключен из маршрута гонки после эпизода произошедшего в 1987 году с датским гонщиком Йеспером Скибби. Тогда на Скибби наехала машина сопровождения, Скибби упал, а водитель не только не стал останавливаться, но проехал через велосипед датчанина, едва не задев его ногу. Организаторы боялись, что вскоре к Скибби подъедет основная группа и может сформироваться затор, поэтому с гонщиком тогда никто не церемонился.
После Коппенберга гонщики проедут двухкилометровый брусчатый участок Марияборрестраат, а затем еще два брусчатых холма - Стеенбеекдрис и Таайенберг. Первый из них достаточно простой, а вот второй один из самых тяжелых и известных. Восхождение на Таайенберг займет 530 метров, 500 из которых будут брусчатыми, средний градиент холма 6,6%, а максимальный 15,8%. Через восемь километров после Таайенберга гонщики поднимутся на Крейсберг (2500 метров из них 450 метров брусчатки), 5%, макс. - 9%). На вершине этого подъема гонщики окажутся за 26 километров до финиша, а через девять километров после него начнется второе и решающее прохождение связки Кваремонт - Патерберг. На вершине Патерберга до финиша в Ауденарде будет оставаться всего 13 километров, на которых гонщики атаковавшие на Патерберге будут пытаться не подпустить к себе ближайших преследователей.

Прогноз погоды на воскресенье выглядит вполне благоприятным. 15-16 градусов тепла, вероятность осадков 15%, ветер незначительный, 2-3 метра в секунду.



Возможные варианты развития событий и фавориты

Почти все эксперты велоспорта сходятся во мнении, что Петер Саган и Грег ван Авермат являются двумя явными фаворитами гонки. Действующий чемпион мира и победитель «Ронде ван Влаандерен» Саган в этом году выиграл всего одну брусчатую гонку, да и то не входящую в мировой тур «Кюрне – Брюссель – Кюрне». На счету ван Авермата внушительный хет-трик «Омлооп Хет Ниувсблад», «E3 Харелбеке» и «Гент – Вевельгем». Бельгиец стал всего лишь вторым в истории гонщиком после голландца Яна Рааса, который сумел выиграть три эти гонки за один сезон.

Многие из вас смотрели «Гент – Вевельгем» и помнят, что атаку ван Авермата на Кеммельберге сумел поддержать только Саган. Словак в прошлое воскресенье заметно нервничал. Когда ван Авермат пошел в атаку Петер был в глубине группы и чтобы устремиться за бельгийцем ему пришлось откровенно толкнуть Максима Вантомме из команды WB Veranclassic - Aqua Protect. Уже после прохождения Кеммельберга Саган был очень недоволен действиями Ники Терпстры из Quick Step Floors, в последствии чего буквально на ровном месте у ван Авермата вместе с Йенсом Кейкелере (Orica - Scott) появилась возможность создать разрыв и разыграть победу в гонке.

Несмотря на неудачи на последних гонках, нам окажется, что Саган по-прежнему главный фаворит «Ронде ван Влаандерен». Если никто не уедет вперед до заключительного прохождения связки Кваремонт - Патерберг словак получит прекрасную возможность сбросить всех своих конкурентов и устремиться на финиш либо в гордом одиночестве, либо вместе с ван Аверматом. Гонщик BMC отсиживаться за спиной Сагана вряд ли будет, поэтому они вполне могут сработаться, добраться до финиша вдвоем и разыграть победу в спринте. Если Саган и ван Авермат будут работать в одинаковом объеме шансы Сагана нам кажутся чуть более предпочтительными. Трудно представить, что бельгиец сумеет сбросить с колеса Сагана, а вот Петер сбежать от бельгийца вполне может, он это уже проделывал ранее. Чемпиону мира будет очень важно сохранять холодную голову во время гонки, он должен понимать, что многие гонщики Quick Step Floors не будет работать с ним сменами, в первую очередь это касается Зденека Штыбара и Ники Терпстру. Ахиллесовой пятой Сагана традиционно будет его команда. Лукас Пестлбергер и Маркус Бургхардт гонщики приличные, но вряд ли они сумеют контролировать гонку до последнего прохождения Кваремонта и Патерберга.
У Олимпийского чемпиона Грега ван Авермата в последнее время все получается и многие уже забыли о его неудаче на «Милан – Сан-Ремо». На прошлой неделе бельгиец все делал уверенно и своевременно. Сбежать от Сагана до финиша ему будет непросто, вряд ли словак повторит ошибку, которую он совершил на «Е3 Харелбеке», но Грег может справиться с Саганом даже после «хеллингенов» в финишном спринте. Несмотря на серию побед ван Авермат наверняка испытывает определенное психологическое давление. В этом году ему исполняется 32 года, он давно заслужил победу на монументальной классике, но она к нему никак не придет. Наверняка бельгиец не хочет упускать хорошую возможность, в будущем шансов может быть не так уж и много. В прошлом году ван Авермат тоже был вторым фаворитом гонки, но он угодил в завал и сошел с гонки задолго до начала решающей ее части. В распоряжении Грега будет отличная команда BMC Racing с сильным подбором гонщиков под брусчатку. Команда на 100% выстроена вокруг лидера, каждый ее член прекрасно понимает на каком участке гонки он должен работать. Возможно командам ван Авермата и Сагана даже стоит объединить свои усилия, чтобы не упустить никого до решающих холмов, но союзы на таких гонках вряд ли возможны.
Главными конкурентами Сагана и ван Авермата должны стать гонщики Quick Step. Состав команды Патрика Лефевера на северные классики традиционно силен. В этом году в нем собрано сразу шесть гонщиков, которые могли бы стать капитанами в большинстве других команд. Речь идет о Филиппе Жильбере, Зденеке Штыбаре, Ники Терпстре, Томе Боонене, Иве Лампарте и Маттео Трентине. В этом сезоне на общем фоне неожиданно стал выделяться ветеран Филипп Жильбер, который перешел в команду перед началом нынешнего сезона. В последние годы Жильбер гонялся в BMC Racing и почти не появлялся на брусчатых гонках. У него с ван Аверматом было четкое распределение гонок, ван Авермат отвечает в команде за брусчатые классики, а Жильбер за Арденны. Последний раз Фил выступал на «Ронде ван Влаандерен» аж в 2012 году. Он дважды был призером гонки, причем еще в те годы, когда финишная часть монумента была совсем другой. Надо сказать, что современная версия гонки подходит Жильберу даже больше той, что была раньше. Жильбера не было на «Гент – Вевельгем» и поэтому мы может только догадываться сумел бы он ответить на атаку ван Авермата на Кеммельберге или нет, но мы видели, что Терпстре и Штыбару было тяжело и догнать Грега и Петера они сумели только на равнинном куске после Кеммельберга. В прошлом году многие начали окончательно списывать со счетов экс-чемпиона мира, а он на последних гонках выдал блестящую серию, став вторым на «Дварс доор Влаандрен» и «Е3 Харелбеке», а затем выиграв ключевой этап и общий зачет «Трех Дней Де-Панне». В случае победы Жильбер станет всего вторым в истории франкоговорящим бельгийцем, который выигрывал «Ронде ван Влаандерен».
Порассуждав о командной тактике Quick Step, мы пришли к выводу, что им нужно вести гонку в агрессивной манере. Саган и ван Авермат не сумеют отвечать на все атаки, поэтому бельгийской команде нужно стараться отправлять вперед своих гонщиков до последнего прохождения Кваремонта и Патерберга. К примеру на Таайнберге чуть более чем за 35 километров до финиша, на этом участке ситуация в гонке всегда бывает хаотичной. Великий Том Боонен все еще может выиграть «Ронде ван Влаандерен» в четвертый раз и стать абсолютным рекордсменом по количеству побед, но его шансы невелики. Он может надеяться только на спринт из достаточно большой группы, отвечать на атаки сильнейших гонщиков на «хеллингенах» ему в последние годы тяжело. Настраивается Том в первую очередь на «Париж — Рубэ».


Победитель «Ронде ван Влаандерен» 2015 года Александр Кристофф первые брусчатые классики сезона провел крайне неудачно. В определенных моментах ему не везло, но основной проблемой была плохая форма. Впрочем, это не должно сильно смущать, норвежец из Katusha - Alpecin всегда набирает лучшие кондиции именно к «Туру Фландрии». К главной фламандской гонке Кристофф традиционно готовился на «Трех Днях Де-Панне». На первом этапе Александр оказался заметно слабее Жильбера, но следующие этапы показали, что норвежец находится на верном пути, он здорово смотрелся в следующие дни гонки. Явно свидетельствует о хорошей форме лидера Katusha - Alpecin его третий результат на разделке. Кристоффа нельзя назвать специалистом по гонкам на время и хорошо он их едет только находясь в оптимальных кондициях. Победе на «Ронде ван Влаандерен 2015» как раз таки предшествовала сильная разделка на «Трех Днях Де-Панне». В год своей победы Кристофф уехал вперед заранее, атаковав вместе с Ники Терпстрой за 25 километров до финиша. Саган и ван Авермат тогда так и не сумели его догнать, а если бы и догнали, то Алекс вряд ли оставил бы им много шансов в спринте. Известно, что Кристофф мастер спринта после тяжелых и затяжных гонок и если все закончится спринтом из небольшой группы шансов против норвежца не будет почти ни у кого. «Хеллингены» Кристофф проходит хорошо, но очевидно, что усидеть на колесе у Сагана и ван Авермата в решающий момент он вряд ли сможет. Поэтому ему нужно переиграть их тактически и уехать вперед заранее, как он это сделал в 2015 году, ну или надеяться, что его группа догонит двух фаворитов на равнине после Кваремонта и Патерберга. Даже в прошлом году, когда норвежец заболел незадолго до «Ронде ван Влаандерен» и чувствовал себя неважно, он сумел занять в гонке четвертое место.

Еще одним гощником обладающим очень сильным спринтом после тяжелых гонок считается немец Джон Дегенкольб из Trek - Segafredo. Немец традиционно увереннее себя чувствует на «Париж – Рубэ», но и на брусчатых бельгийских холмах он продолжает потихоньку прогрессировать. На «Гент — Вевельгем» Джон был близок к тому, чтобы зацепиться за ван Аверматом на Кеммельберге и он спокойно переложился к двум лидерам на равнине после холма. В дальнейшем гонка пошла не по сценарию немца, но спринт за шестое место из группы он уверенно выиграл. Прошлый сезон северных классик Дегенкольб пропустил из-за травмы, но в этом году он полон решимости наверстать упущенное. У Trek - Segafredo сильный подбор гонщиков под брусчатые гонки, особенно хороши Фабио Феллине и Яспер Стейвен, именно они должны оказать «Деге» помощь на решающих участках гонки. На наш взгляд шансы Дегенкольба чуть хуже, чем у Кристоффа. Вряд ли немец сумеет закрыть атаку Сагана или ван Авермата, а в спринте чаще побеждать должен Кристофф.
С большим трудом можно себе представить, что «Ронде ван Влаандерен» сумеет выиграть кто-то из гонщиков, о которых мы не написали выше, но если иметь в виду остальных, то кажется, что Оливер Насен из Ag2R La Mondiale при определенных раскладах может попасть на пьедестал, как он это сделал на «Е3 Харелбеке». Тогда Оливер сумел уехать от всех вместе с ван Аверматом и Жильбером, но было видно, что он им все-таки уступает. Сейчас Оливеру 26 лет, когда он выступал в молодежной категории звезд с неба он не хватал. Прошлой весной на классиках было заметно, что потенциал у него есть и бельгиец начал реализовывать его во второй половине 2016 года. В этом году у него уже есть призовое место на «Е3 Харелбеке» и если он сумеет уехать вперед вовремя, то получит шанс на место в тройке.
Из числа других гонщиков стоит отметить молодого Тиша Беноота из Lotto - Soudal и двукратного призера «Ронде ван Влаандерен» Зепа Ванмарке. Зеп на последних гонках выступает неудачно. На «Страде Бьянке» Ванмарке упал и получил травму ребер, но с тех пор прошло уже много времени, пора бы гонщику Cannondale - Drapac прийти в себя. Достаточно неплохо этой весной выглядят партнеры Ванмарке по команде Дилан ван Баарле и Альберто Беттиоль, но должно произойти чудо, чтобы эти гонщики смогли попасть в тройку.

Также обязательно нужно иметь в виду ряд гонщиков, шансы которых невелики, но наверняка они будут очень активны в решающие моменты гонки: Люк Дарбридж, Алексей Луценко, Люк Роу, Тони Мартин, Сонни Колбрелли, Арно Демар, Эдвальд Боассон Хаген и Ларс Боом.

Любите велоспорт!
Made on
Tilda