Анатомия «Северного Ада»: превью Paris – Roubaix 2017

История, маршрут и основные претенденты на победу
на «Paris – Roubaix 2017»
В воскресенье, 9 апреля, состоится третья монументальная классическая гонка сезона. Гонка, которую большинство любителей и специалистов велоспорта считают самой престижной однодневкой года. Конечно же, речь о «Париж — Рубе», которую еще называют «Северным Адом» или «Королевой Классик». Гонка знаменита своими брусчатыми участками, которые во Франции называют «паве».
В отличие от «Тура Фландрии» на «Париж – Рубе» нет брусчатых холмов и вся брусчатка находится на преимущественно равнинном рельефе, но французская брусчатка гораздо более разбитая, поэтому «Париж – Рубе» ничуть не легче, а скорее даже тяжелее «Тура Фландрии». Уникальность французской классики еще в том, что ключевые её участки бывают задействованы в гонках всего один раз в год, именно на «Париж – Рубе», а брусчатые холмы «Ронде ван Влаандерен» используются на некоторых других гонках велосипедного календаря.


История и цифры


«Париж – Рубе» не только самая престижная классическая гонка, но еще и одна из самых старых. Первое издание гонки прошло в 1896 году. Идея её проведения возникла у двух текстильщиков – Теодора Вьенна и Мориса Переса, проживавших в городе Рубе, на самой границе с Бельгией. В 1895 году они построили в Рубе велотрек и вскоре решили организовать гонку со стартом в Париже и с финишем на треке в Рубе. За поддержкой Вьенн и Перес обратились к редакции крупнейшей, на тот момент, спортивной газеты Франции Le Vélo. Победителем первой «Париж — Рубе» стал немец Йозеф Фишер (следующую немецкую победу в гонке пришлось ждать целых 119 лет!). В дальнейшем «Париж — Рубе» не проводилась только в годы первой (с 1915 по 1918) и второй (1940 - 1942) мировых войн.
Теодор Вьенн, основатель велодрома в Рубе. 1912 год.
Акция велодрома в Рубе
«Северным адом» гонку стали часто называть после 1919 года, первой «Париж – Рубе» после первой мировой войны. Дороги тогда были в таком плохом состоянии, что многие участники назвали их адскими. Надо заметить, что первые издания гонки проходили с так называемыми «пейсерами», которыми чаще всего были велосипедисты на тандемах. Каждый участник гонки ехал за своими тандемом, подобного рода соревнования сейчас проходят только на трековых шестидневках, а на рубеже XIX-XX веков это была достаточно распространенная практика. «Пейсеров» использовали также на гонке «Бордо – Париж», которая впервые прошла в 1891 году и довольно долго считалась престижнее «Париж – Рубе». От «пейсеров» на «Северном аду» отказались в 1910-м.

Гонка стартовала в Париже до 1966 года. В 1966 стартовой точкой стал город Шантийи, а с 1977 «Париж – Рубе» начинается в Компьене. И Шантийи, и Компьень находятся к северу от Парижа. Финишировала гонка всегда именно в Рубе, правда старый велодром перестали использовать в 1914 году. С 1943-го классика почти неизменно финиширует на «Велодроме Андрэ-Петрио», исключением стали только три версии гонки с 1986-го по 1988-й годы, когда «Париж – Рубе» заканчивалась в центре Рубе, на «Авеню Объединенных Наций».

В свое время организаторы «Париж – Рубе» столкнулись с тем же проблемами, которые возникли у «Ронде ван Влаандерен». В 50-60 годах прошлого столетия началось активное асфальтирование французских дорог, гонка становилась недостаточно сложной и организаторам приходилось искать новые брусчатые участки. Самые тяжелые брусчатые участки современной «Париж — Рубе» появились в её маршруте во второй половине XX века. В частности участок «паве» в аренбергском лесу дебютировал в гонке в 1968 году, а Монс-ан-Певель в 1978. В последние годы маршрут гонки меняется незначительно.

В этом году будет проводиться 115-е издание гонки. Чаще других «Париж – Рубе» выигрывали вовсе не французы, а их ближайшие соседи из Бельгии. На счету бельгийцев 55 побед, хозяева выигрывали гонку 30, 11 побед у итальянцев, 6 у представителей Нидерландов. Одна победа есть у Молдовы, добыл ее в 1994 году Андрей Чмиль, который на тот момент представлял именно Молдову. По четыре раза гонку выигрывали знаменитые бельгийцы Роджер де Фламинк и Том Боонен. Таким образом Боонен, который в это воскресенье на треке в Рубе завершит свою карьеру, все еще может стать единоличным лидером по количеству побед в истории «Париж — Рубе». Трижды в гонке побеждали Октав Лапиз, Гастон Ребри, Рик ван Лоой, Эдди Меркс, Франческо Мозер, Йохан Мюзееув и Фабиан Канчеллара. Действующим победителем гонки является австралиец Мэттью Хэйман, преподнесший в прошлом году один из главных сюрпризов в истории гонки.

Чаще других в гонке выступали бельгиец Раймон Импанис и голландец Сервайс Кнавен, на их счету по 16 выступлений на «Париж — Рубе». Француз Жильбер Дюкло-Лассаль самый возрастной победитель гонки, в 1993 он выиграл ее в возрасте 38 лет и 8 месяцев. Максимальное преимущество на финише в послевоенную эпоху в 1970 году добыл Эдди Меркс. Тогда он выиграл у финишировавшего вторым Роджера де Фламинка 5 минут и 21 секунду.


Маршрут

В этом году общая протяженность гонки составит 257 километров, за которые гонщики преодолеют 29 секторов «паве». Всего по брусчатке надо будет проехать 55 километров, причем на первых 95 километрах брусчатки не будет вообще.
Не будем останавливаться на каждом отдельном сегменте брусчатки, а обратим внимание на ключевые участки гонки. Отметим, что каждый сектор «паве» имеет свою категорию сложности. Самые простые участки получают от организаторов одну звезду, а самые тяжелые пять звезд. Сложность определяется в совокупности, ключевое значение имеют протяженность и степень разбитости брусчатки на участке. Пятизвездочных участок в гонке традиционно три, четырехзвездочных шесть.

Первый ключевой участок гонки будет расположен за 105 километров до финиша, когда начнется прохождение четырехзвездочного сектора Авелюи-а-Валлер, а через восемь километров после него гонщики доберутся до знаменитого аренбергского леса. Скорость пелотона на этом участке гонки резко взлетает, все хотят начать прохождение Авелюя и Аренберга в голове пелотона, многие гонщики не могут усидеть в пелотоне. Те, кто начинают Аренберг в хвосте пелотона могут лишиться всех шансов на высокое место. На этом секторе высока вероятность опасных падений, которые могут перекрыть дорогу другим гонщикам, а также механических поломок, которые могут поставить крест на амбициях самых серьезных претендентов на победу. Именно на Аренберге проходит первый большой отсев гонщиков и становится понятно, кто из участников уже точно не сможет выиграть гонку.
Брусчастка аренбергского леса
Аренберг во всей своей красе
На следующих 40 километрах после Аренберга гонщики преодолеют еще несколько трех- и четырехзвездочных сегментов, но следующий ключевый участок гонки наступит примерно за 56 километров до финиша, когда начнется прохождение четырехзвездочного Оши-лес-Орши, а через пять километров после него пятизвездочного Монс-ан-Певель. После прохождения Монс-ан-Певель шанс на успех в гонке будет сохранять уже небольшое количество её участников.

Третий тяжелейший участок гонки начнется за 21 километров до финиша на треке в Рубе. Гонщики проедут заключительную связку с четырехзвездочным и пятизвездочным сектором, на сей раз это будут Камфэн-ан-Певель и Карфур-де-л'Арбр. Протяженность пятизвездочного участка Карфур-де-л'Арбр 2100 метров и заканчивается он за 17 километров до финиша. Именно на Карфур-де-л'Арбр достаточно часто решается судьба «Париж – Рубе», этот сектор отлично подходит для решающих атак грандов.
Петер Саган на Карфур де л'Арбр в 2016 году
После прохождения Карфур-де-л'Арбр до финиша останется еще три сектора «паве», но не один из них не выглядит достаточно сложным. В последние годы бывали случаи, когда даже после прохождения Карфур-де-л'Арбр впереди оставалась достаточно большая группа гонщиков и все решалось уже на финишных асфальтированных километрах, на которых гонщики совершали решающую атаки.

Список брусчатых секторов в гоночной последовательности от старта к финишу (звёздами указана сложность сектора):
Сектор 29: Troisvilles à Inchy 2.2 км ★★★
Сектор 28: Viesly à Quiévy 1.8 км ★★★
Сектор 27: Quiévy à Saint Python 3.7 км ★★★★
Сектор 26: Viesly à Biastre 3 км ★★★
Сектор 25: Biastre à Solesmes 0.8 км ★★
Сектор 24: Vertain à Saint-Martin-sur-Ecaillon 2.3 км ★★★
Сектор 23: Verchain-Maugré à Quérénaing 1.6 км ★★★
Сектор 22: Quérénaing à Maing 2.5 км ★★★
Сектор 21: Maing à Monchaux-sur-Ecaillon 1.6 км ★★★
Сектор 20: Haveluy à Wallers 2.5 км ★★★★
Сектор 19: Trouée d'Arenberg 2.4 км ★★★★★
Сектор 18: Wallers à Hélesmes 1.6 км ★★★
Сектор 17: Hornaing à Wandignies 3.7 км ★★★★
Сектор 16: Warlaing à Brillion 2.4 км ★★★
Сектор 15: Tilloy à Sars-et-Rosières 2.4 км ★★★★
Сектор 14: Beuvry-la-Forêt à Orchies 1.4 км ★★★
Сектор 13: Orchies 1.7 км ★★★
Сектор 12: Auchy-lez-Orchies à Bersée 2.7 км ★★★★
Сектор 11: Mons-en-Pévèle 3 км ★★★★★
Сектор 10: Mérignies à Avelin 0.7 км ★★
Сектор 9: Pont-Thibault à Ennevelin 1.4 км ★★★
Сектор 8: Templeuve 0.5 км ★★
Сектор 7: Cysoing à Bourghelles 1.3 км ★★★
Сектор 6: Bourghelles à Wannehain 1.1 км ★★★
Сектор 5: Camphin-en-Pévèle 1.8 км ★★★★
Сектор 4: Carrefour de l'Arbre 2.1 км ★★★★★
Сектор 3: Grusson 1.1 км ★★
Сектор 2: Willems à Hem 1.4 км ★★★
Сектор 1: Roubaix 0.3 км ★


Погода

Каждый год болельщики надеются, что «Париж – Рубе» пройдет в дождливую погоду. В таком случае гонка может получиться особенно эпичной, но в последние годы погода болельщиков совсем не радует. Последняя по-настоящему грязная «Париж – Рубе» состоялась в уже далеком 2002 году, когда гонку в третий раз выиграл «Фламандский Лев» Йохан Мюзееув, а 21-летний Том Боонен финишировал на третьем месте.
«Париж – Рубе», 2002 год
Не порадует поклонников велоспорта погода и в этом году. В воскресенье будет солнечно и воздух в дневное время прогреется аж до 22 градусов. Ожидаемая сила ветра – 3-4 метра в секунду.


Фавориты и возможные варианты развития событий

«Париж – Рубе» – это единственная монументальная классика сезона, на которой у раннего отрыва есть достаточно неплохие шансы на успех. В 1988 году нынешний спортивный директор Trek - Segafredo Дирк Демоль выиграл гонку после участия в отрыве, в котором он провел более 220 километров. Встречаются такие ситуации и в современном периоде. Победивший в прошлом году Хэйман уехал в отрыв вместе с пятнадцатью другими гонщиками примерно за 180 километров до финиша в Рубе. В конечном счете его группу догнали многие фавориты, но гонщик Orica - Scott сумел найти на них управу на последних километрах. Победитель «Северного Ада» 2011 года Йохан ван Суммерен в раннем отрыве не был, но он атаковал вместе с рядом других гонщиков непосредственно после прохождения Аренберга, примерно за 85 километров до финиша, затем догнал ранний отрыв и сумел удержаться впереди обхитрив фаворитов гонки. В 2007 году Стюарт О'Грэди стал первым австралийцем, который выигрывал «Париж — Рубе». Он отобрался в ранний отрыв более чем за 200 километров до финиша. Отрыв в тот год был гигантским, в нем было более 30 гонщиков, фавориты в конечном счете достали большую часть беглецов, но до О'Грэди они так и не добрались. Все гонщики и спортивные директора прекрасно знают, что при определенных раскладах ранний отрыв имеет шансы на успех, а значит темп гонки будет высоким с самого начала и в лидирующую группу захотят отобраться очень много гонщиков, в том числе весьма сильных и известных.

В последние три года стало заметно, что никто из претендентов на победу не может сбросить своих попутчиков на брусчатке и добраться до финиша в одиночку. В 2014 году через несколько километров после прохождения Карфур де л'Арбр сформировалась группа сильнейших, в которой было больше 10 гонщиков, в 2015 в борьбе за победу после Карфур де'Албр и вовсе осталось более 20 гонщиков. Вполне возможно, что похожая ситуация могла повториться и в прошлом году, если бы не завал, который отсек Фабиана Канчеллару, Петера Сагана, Ники Терпстру и многих других гонщиков. В конечном счете впереди осталось пятеро – Хэйман, Боонен, Стэннард, Ванмарке и Хаген.

Перед стартом «Тура Фландрии» явно выделялись три основных фаворита – Петер Саган, Грег ван Авермат и Филипп Жильбер. Эти гонщики выглядели сильнее других на брусчатых холмах. На «Париж – Рубе» ситуация иная, рассчитывать на успех могут примерно 15 гонщиков и сильнейшим окажется тот, кто будет действовать правильно с тактической точки зрения и кому просто больше повезет.

Представление фаворитов имеет смысл начать с победителя гонки в 2015 году Джона Дегенкольба из Trek - Segafredo. В прошлом году «Деге» пропускал северные классики из-за травмы и не мог защитить свой титул. Разбитая французская брусчатка ему подходит гораздо больше бельгийских «хеллингенов». На «Ронде Ван Влаандерен» он выглядел не слишком впечатляюще, но все-таки занял седьмое место. Это никого не должно смущать, на «Париж – Рубе» немец всегда смотрелся лучше. Помимо победы в 2015 в его активе есть второе место в 2014. Джон славится умением хорошо спринтовать после тяжелых затяжных однодневных гонок, но его призовые места обусловлены отнюдь не только сильным финишем, в 2014 и 2015 годах он был одним из сильнейших гонщиков на участках «паве». В распоряжении немца будет достаточно сильная команда, а ключевым грегари должен стать бельгиец Яспер Стейвен. На «Ронде ван Влаандерен» Стейвен смотрелся не очень сильно, но «Париж – Рубе» ему подходит больше, об этом говорил и сам бельгийский гонщик.
Традиционно сильной должна быть команда Патрика Лефевера Quick Step Floors. Победитель «Тура Фландрии» Филипп Жильбер во Франции не выступит и команда скорее всего будет сплочена вокруг Тома Боонена. «Париж – Рубе» станет последней гонкой в профессиональной карьере легендарного бельгийца. На «Ронде ван Влаандерен» Тому не повезло, он получил поломку в один из ключевых моментов гонки, на любимом Таайенберге. Бороться с сильнейшими на брусчатых бельгийских холмах 36-летнему Боонену уже непросто, но на французской брусчатке он все еще выглядит очень грозным. В прошлом году он финишировал вторым, едва не став пятикратным победителем гонки. Том хорош на тяжелых равнинных брусчатых участках и у него сильный спринтерский финиш, который в свое время принес ему немало побед на самых престижных однодневках.
Боонен – легендарный гонщик и партнеры по команде будут ему помогать, но вместе с тем у Ники Терпстры и Зденека Штыбара наверняка будет возможность бороться за высокие места. Они слишком хороши, чтобы просто помогать Боонену, при всем к нему уважении. Терпстра выигрывал «Париж – Рубе» в 2014 году. Тогда его команда отлично воспользовалась численным преимуществом на последних километрах. Терпстра немного отстал от лидеров на Карфур де л'Арбр, но после брусчатки собралась достаточно большая группа, в которой было сразу три подопечных Патрика Лефевера. Помимо Терпстры это были Боонен и Штыбар. Терпстра атаковал на последних километрах на асфальте и его так никто и не сумел догнать. Штыбар занимал второе место в 2015 году, уступив в спринте только Дегенкольбу. Судя по недавнему «Туру Фландрии» Терпстра чувствует себя сейчас немного лучше Штыбара, хотя это отнюдь не значит, что на «Париж — Рубе» все будет точно также.

Вы наверняка уже много раз пересмотрели кадры с падением Петера Сагана на Од Кваремонте в рамках «Ронде ван Влаандерен». Спешим успокоить многочисленных поклонников словака, серьезных травм он не получил и выступать на «Париж – Рубе» он будет, хоть его немного и беспокоят боли в области ребер и бедра. Надо заметить, что «Ронде ван Влаандерен» подходит Сагану гораздо больше «Северного Ада», и дело тут даже не в том, что бельгийскую гонку он выигрывал, а на «Париж – Рубе» еще ни разу не поднимался на пьедестал. Саган никогда не выглядел на французской брусчатке по-настоящему грозно, уезжать от своих конкурентов, как на холмах, у него на равнинной брусчатке не выходит. В прошлом году из-за завала Саган вместе с Канчелларой оказался в роли догоняющего, а примерно за 50 километров до финиша Канчеллара упал и стало понятно, что достать лидирующую группу без такого попутчика, как швейцарец Саган не сможет. Северные классики у Петера в этом году не складываются, он выиграл только «Кюрне – Брюссель – Кюрне», но эта гонка не входит в зачет мирового тура. Назвать сезон классики успешным для Сагана можно будет только в том случае, если он выиграет «Королеву Классик». Он не будет таким явным фаворитом, как на «Туре Фландрии», но это может пойти ему на пользу. Нет сомнений, что Петер будет силен на брусчатых участках и у него хороший спринтерский кусок.
Олимпийский чемпион Грег ван Авермат по своим гоночным характеристикам в чем-то схож с Саганом. Ему тоже больше подходит «Ронде ван Влаандерен». Сам Грег это отнюдь не скрывает, он открыто заявлял, что основные надежды связывает именно с родной гонкой, а на французской брусчатке ему будет не так просто. На «Туре Фландрии» гонщик BMC Racing упал вместе с Саганом, но сумел достаточно быстро продолжить гонку и даже финишировал на втором месте. Ван Авермат однажды попадал на «Париж — Рубе» в призовую тройку, было это в 2015 году, но надо заметить, что на французском «паве» особенно сильно он никогда не выглядел. В прошлом году бельгиец пропускал «Париж – Рубе» из-за травмы и мы можем только догадываться насколько хорош он мог быть на брусчатке. Последний раз на «Северному Аду» Грег выступал два года назад, за этот период времени он стал заметно сильнее, возможно это позволит ему добиться прогресса и на французской классике. Ван Авермат великолепный гонщик, но ему уже 32 года, а побед на монументах все нет и нет. «Париж – Рубе» станет для него последней реальной возможностью в этом сезоне.
Настало время порассуждать о шансах Оливера Насена, третьего участника недавнего завала на Од Кваремонте. Бельгиец из Ag2R очень хорош, вполне возможно, что падение Сагана стоило Насену первого в карьере призового места на монументальной классике. На «Туре Фландрии» Оливер доказал, что отнюдь неслучайно усидел с ван Аверматом и Жильбером на «E3 Харелбеке». На «Париж – Рубе» Оливер до сего дня выступал всего два раза, но нам кажется, что французская гонка ему вполне подходит. В прошлом году он был в числе гонщиков, оказавшихся отрезанными завалом, но в группе Сагана и Канчеллары он выделялся как один из самых сильных. Уровень бельгийца за последние 12 месяцев заметно вырос и у него есть все необходимые качества для того, чтобы бороться на «Париж – Рубе» за самые высокие места. Каких-то существенных повреждений после падения на «Ронде ван Влаандерен» он не получил.
Если говорить о гонщиках, которые могут преподнести сюрприз, то мы бы выделили 33-летнего Берта де Баккера из команды Sunweb. Особого внимания он не привлекает, но надо отметить, что в последние годы на «Париж – Рубе» он всегда был хорош. Раньше Берт выступал в одной команде с Джоном Дегенкольбом. Именно бельгиец внес решающий вклад в призовое место и победу немца в 2014 и 2015 годах. В обоих случаях он заканчивал Карфур де л'Арбр в числе лидеров. В прошлом году де Баккер всю вторую половину гонки провел в группе Сагана и Канчеллары и смотрелся в ней внушительно, ничем не хуже, а может быть даже лучше Оливера Насена. В этом году де Баккер будет капитаном своей команды на «Париж — Рубе». На не самые впечатляющие результаты на предшествующих французской классике гонках обращать внимание не стоит, де Баккер всегда был хорош именно на «Париж — Рубе». Родные бельгийские гонки ему не слишком подходят.
Также стоит обратить внимание на Люка Дарбриджа из Orica - Scott, Тони Мартина из Katusha - Alpecin и Дилана ван Баарле из Cannondale - Drapac. Австралиец Дарбридж в этом году добился заметного прогресса, он здорово выступал в Бельгии и французская брусчатка ему тоже подходит. Партнер Дарбриджа по команде Йенс Кейкелере был вторым на «Гент – Вевельгем», но «Ронде ван Влаандерен» он пропустил из-за болезни. Мы можем только догадываться, в каком состоянии он подойдет к «Рубе». Знаменитый Тони Мартин на «Ронде ван Влаандерен» выступил неудачно, но равнинная брусчатка должна ему подходить больше. Именно благодаря усилиям Мартина Канчеллара и Саган в прошлом году так и не сумели догнать первую группу. К тому же в свое время Тони выигрывал брусчатый этап «Тур де Франс». Лидер Cannondale - Drapac Зеп Ванмарке травмировался на «Туре Фландрии», а значит лидером американской команды во Франции скорее всего станет именно ван Баарле, занявший на Фландрии высокое четвертое место.

Если гонка закончится спринтом из группы, в которой будет достаточно много гонщиков обратить внимание в первую очередь стоит на Александра Кристоффа, Арно Демара и Рамона Синкельдама. Удивительно, но норвежцу из «Катюша - Альпецин» бельгийская брусчатка нравится больше французской, но однажды Кристофф все-таки сумел преодолеть все брусчатые участки «Париж – Рубе» в первой группе. В спринте после тяжелых гонок Александр почти непобедим. Демару и Синкельдаму «Париж — Рубе» подходит больше бельгийской классики. Голландец Синкельдам выигрывал молодежную версию гонки и оставил хорошее впечатление в прошлом году.

В гонке также принимает участие ряд сильных брусчатых гонщиков, которые по тем или иным причинам в последние недели находились не в самой лучшей форме, но забывать о них все-таки не стоит. Речь в первую очередь идет о Стейне Ванденберге и Иэне Стэннарде, которым «Рубе» подходит больше Фландрии, а также о Люке Роу, Эдвальде Боассоне Хагене, Юргене Руландтсе и Ларсе Бооме.


Любите велоспорт и присоединяйтесь к нам в социальных сетях!
Facebook: https://www.facebook.com/gruppettoru/
Instagram: https://www.instagram.com/gruppetto.ru/
Telegram канал: https://telegram.me/gruppetto
Telegram чат: https://telegram.me/gruppettochat (обсуждение гонок онлайн и последних новостей велоспорта)
Made on
Tilda