Классика опавших листьев:
«Иль Ломбардия»

Обзор профиля гонки и основных претендентов на победу на итальянской классике
«Джиро ди Ломбардия» уже традиционно является заключительной гонкой мирового тура. Впервые эту классическую гонку, которую еще называют «гонкой опавших листьев» провели в 1905-м году. Тогда она называлась «Милан - Милан», а победителем ее стал известный гонщик тех лет Джованни Герби. Первое же издание гонки проводила «Гадзетта делло Спорт». Со временем гонка набирала популярность и стала одной из самых престижных однодневных гонок мира, получив статус монументальной классики. Таких однодневок в календаре всего пять. «Джиро ди Ломбардия» единственная монументальная классика проводящаяся во второй половине сезона.

С 1907-м года гонка получила название «Джиро ди Ломбардия» (в последние несколько лет официальное название гонки «Иль Ломбардия»). Побеждали на ней многие легендарные гонщики, в первой половине 20-го века это были Анри Пелиссье, Костанте Джирарденго, Альфредо Бинда, Джино Бартали, Фаусто Коппи, во второй половине минувшего столетия успели отметиться Феличе Джимонди, Франческо Мозер, Эдди Меркс, Роджер де Флеминк, Бернар Ино, Шон Келли, Лоран Жалабер и многие другие легенды велоспорта. Больше всех на Ломбардии выигрывал Коппи, у него пять побед. В 1994-м году Ломбардия единственный раз покорилась гонщику из России. Тогда на финише Владислав Бобрик опередил Клаудио Кьяппуччи и Паскаля Ришара. Действующим победителем гонки является Винченцо Нибали.


Обзор маршрута

В отличие от других монументальных классик маршрут «Джиро ди Ломбардия» очень часто менялся, в том числе в последние годы. В разные периоды гонка финишировала в Милане, Комо, Монце, Бергамо и Лекко. Плотно ассоциируется с гонкой подъем на Мадонну дель Гизалло, на вершине которого находится небольшая церковь. Со временем Мадонна дель Гизалло была объявлена покровительницей всех велосипедистов, а рядом с церковью появился музей велоспорта.

В прошлом году гонщики ехали из Бергамо в Комо, в этом году направятся в обратном направлении, из Комо в Бергамо. Первая часть маршрута будет иногда плотно прилегать к берегу озера Комо. Подъем на Мадонна дель Гизалло будет располагаться на первой половине маршрута, а не на второй, как это было в 2015-м. В этом году организаторы подготовили одну из самых сложных по рельефу изданий «Джиро ди Ломбардия». В 2014-м году гонщики тоже ехали из Комо в Бергамо, но маршрут был заметно проще.
Первые 38 километров будут преимущественно равнинными, лишь после них начнется короткий и пологий подъем, который займет менее пяти километров. После непродолжительного спуска и небольшого равнинного куска на 57-м километре маршрута начнется восхождение на Мадонна дель Гизалло. Протяженность подъем 8,6 километра, а средний градиент 6,2%. Средний градиент был бы заметно выше, если бы не заметное выполаживание и даже небольшой участок «даунхилла» на второй половине подъема. Первые три с половиной километра имеют средний градиент более 9%, последние полтора километра тоже тяжелые (9,5%).
Спуск с Гизалло займет 17 километров и после очередного короткого куска равнины начнется подъем на Колле Брианца. Подъем этот имеет протяженность чуть менее пяти километров и средний градиент около 6%.

После короткого спуска гонщики окажутся на равнинном участке, который будет продолжаться чуть более 20 километров. На 123-м километре маршрута дорого вновь пойдет в гору. Именно тут начинается очень тяжелый участок маршрута, на следующих 100 километрах равнины не будет вообще. На 132-м километре начнется восхождение на самый трудный перевал дня. По меркам гранд-туров Валико ди Валькава тянет на высшую категорию сложности, в маршрут однодневных гонок такие подъемы обычно не ставят. Протяженность Валькавы 11,65 км, а средний градиент 8,0%. После первых пологих полутора километров начинается затяжной участок имеющий средний градиент 7,6%. Вторая часть подъема будет заметно сложнее, есть трехкилометровый участок с градиентом 11,6%. Ближе к вершине чуть положе, 7,5%.
Спуск с Валико ди Валькава займет примерно 20 километров и после него начнется восхождение на Бербенно (6,5 км, 5,1%). «Даунхилл» после Бербенно будет идти все те же шести километров. По окончанию спуска гонщики окажутся у подножья очередного тяжелого перевала. Подъем на Сант Антонио Аббандонато будет продолжаться 6,5 километра, его средний градиент 8,9%. Гора имеет достаточно стабильный градиент, большая часть подъема с градиентом 9,8%, небольшие пологие участки только в самом низу и на последнем километре.
Спуск с Сант Антонио Аббандонато имеет протяженность восемь километров, после него опять в гору, на сей раз это Мираджоло Сан Сальваторе (8,7 км, 7%). Как и на предыдущем перевале пологие участки будет у самого подножья и на вершине, большая часть подъема имеет градиент 7,5%.
После очередного очень короткого спуска начнется штурм Сельвино. Протяженность подъема 6,9 км, а средний градиент 5,0%. Первые полтора километра чуть посложнее, а дальше стабильно с 5%-м градиентом до самой вершины.
Только после спуска с Сельвино, на 225-м километре гонщики, наконец, окажутся на равнине. До этого они постоянно ехали либо вниз, либо вверх. Причем спуски технически сложные, на них нельзя терять концентрацию. Команды, которые имеют в составе сильных горняков могут устроить серьезную селекцию, после которой в основной группе может остаться не более 10-15 гонщиков.

Равнина будет продолжаться всего восемь километров. За четыре с половиной километра до финиша начнется последний, на сей раз короткий подъем. Обычно таких подъемов, как Бергамо Альта (1,7 км, 7,9%) бывает недостаточно, чтобы сбросить всех своих конкурентов и устремиться к финишу в одиночестве, но после 240 километров с несколькими тяжелейшими подъемами это вполне реально. Последние три с половиной километра до самого финиша гонщики будут ехать исключительно под гору. Длина финишной прямой всего 250 метров.
В 2014-м году финишные километры были такими же, тот же подъем и спуск. Победу тогда за счет атаки на последнем километре одержал Дэн Мартин, но надо отметить, что маршрут гонки в целом был в тот раз гораздо проще и к последнему подъему подъехала еще очень большая основная группа.
В этом году гонщики наберут 4500 метров в гору за 241 километр. Это больше, чем на многих королевских этапах супермногодневок, причем вторая часть маршрута гораздо тяжелее первой.


По предварительному прогнозу вероятность дождя на старте в Комо около 60%, а вот ближе к финишу в Бергамо будет скорее всего сухо, там вероятность осадков не более 15%. Температура воздуха 16-20 градусов, ветер незначительный.
Сегодня на севере Италии должно быть осадков. Температура воздуха 18-25 градусов, ветер незначительный.


Фавориты


Главным фаворитом гонки мы считаем Ригоберто Урана из Cannondale - Drapac. Гонщик из Антьокии находится в прекрасной форме. Третьи места на «Джиро дель Эмилия» и «Милан - Турин» об этом явно свидетельствуют, причем на последней гонке Ригоберто был сильнейшим в группе фаворитов, опередившие его Лопес и Вудс сбежали заранее и в открытом противостоянии с Ураном одолеть его не сумели бы.
К тому же Уран очень сильно смотрелся и на других однодневках, на «Грап-При Квебека» и «Тре Валли Варезине» его догнали буквально на последних метрах. Ригоберто известен всем, как двукратный призер общего зачета «Джиро», но он всегда обладал большим потенциалом в однодневных гонках. Он уже дважды был призером Ломбардии, причем впервые это произошло в 2008-м году, когда колумбийцу был всего 21 год. У Урана неплохой финиш из небольших групп, к тому же он может успешно атаковать и на коротких подъемах, таких как Бергамо Альта, он это неоднократно в своей карьере доказывал.


Основным конкурентом Урана мы считаем его соотечественника Хоана Эстебана Чавеса, представляющего Orica - BikeExchange. Чавес в очень хорошей форме закончил «Вуэльту» и одержал красивую победу на «Джиро дель Эмилия», опередив в том числе Урана. На этой неделе Чавес отдыхал и готовился к Ломбардии. Чавес, как и Уран обладает хорошим финишем из небольшой группы, но Уран гораздо более опытный однодневщик. К тому же команда Урана должна быть заметно сильнее.
У Orica - BikeExchange есть братья Йейтс, но они к окончанию сезона очень устали и выглядели на последних стартах блекло. Очень вероятно, что на последних 50 километрах Эстебан будет изолирован и ему самостоятельно придется накрывать атаки конкурентов, которые могут атаковать не только в гору, но и на коротком равнинном куске перед Бергамо Альта.


Грозным конкурентом для колумбийцев может стать француз Жулиан Алафилипп (Etixx - Quick Step). Трудно однозначно говорить о форме молодого Алафилиппа, он не гонялся после чемпионата Европы, на котором ему досталось серебро, но если у него сегодня будет хороший день, то он будет представлять грозную силу. Во всяком случае в спринте из небольшой группы он будет очень силен и ярко выраженным горнякам обязательно нужно сбрасывать его с колеса.
До нынешнего года считалось, что Жулиан больше специалист по холмистому рельефу, чем по тяжелым горам, но в этом году он доказал, что в лучшие свои дни может быть опасен абсолютно для всех. На Олимпиаде в Рио он хоть и не завоевал медаль, но на последнем прохождении тяжелого подъема был сильнейшим, проехав как стоячего даже Криса Фрума.

У Etixx - Quick Step очень хорошая команда, Алафилипп может быть едва ли не единственным из фаворитов, который не будет изолирован на последних километрах. Учитывая силу француза на финише, его команда может отправить в атаку Дэна Мартина и Джанлуки Брамбиллы, а француз в свою очередь попробует отсидеться за спинами основных фаворитов. Мартин с Брамбиллой и сами могут показать хороший результат. Кажется, что победитель Ломбардии 2014 Дэн Мартин в последнее время не в лучшей форме, но он умеет очень стремительно, аккурат перед важными однодневками, эту форму набирать.



Четвертым претендентом на успех мы назовем Даниэля Морено из «Мовистара». В прошлом году Дани еще будучи гонщиком «Катюши» занял на Ломбардии второе место, причем был сильнейшим на последнем подъеме. Нибали выиграл гонку, но сбежал на спуске заранее, воспользовавшись численным преимущественном «Астаны».
В этом году Морено после «Вуэльты» тоже находится в очень хорошей форме, отметившись третьим местом на чемпионате Европы и четвертым на «Милан - Турин», уступив в группе фаворитов только Урану. В спринте из небольшой группы он должен быть быстрее Урана и Чавеса, а значит они должны избавляться от его заранее.

У Movistar есть еще легендарный Алехандро Вальверде, но есть большие сомнения, что он будет хорош после трех проведенных им в этом году гранд-туров. В прошлом году Вальверде занял четвертое место, но его гоночная программа была гораздо более щадящей. Джованни Висконти тоже прибывает в хорошей форме и может оказать своим капитанам существенную помощь.


Основной ставкой «Астаны» в очередной раз будет Фабио Ару. Гонщик из Сардинии находится сейчас в хороших кондициях, но в финишном спринте он своих конкурентов вряд ли опередит. Если он хочет победить ему нужно добраться до финишной черты в Бергамо в гордом одиночестве. Скорее всего гонщики казахстанской команды опять будут активнее всех работать в голове пелотона, чтобы создать хорошие условия для атаки Ару на одном из последних подъемов. Будет здорово, если «Астана» начнет разваливать пелотон уже на Валико ди Валькава.

Второй надеждой казахстанской команды может стать Мигель Анхель Лопес выигравший на днях «Милан - Турин». Ему для этого нужно атаковать заранее, он не сумеет бороться с фаворитами на последних километрах, да и финишная скорость у него хуже, чем у Ару, не говоря о всех остальных. К тому же Лопес просто не имеет опыт выступлений на таких длинных однодневках как «Джиро ди Ломбардия».

Прошлогодний победитель Ломбардии Винченцо Нибали вернулся в гонки после своего падения на Олимпиаде, но форма его пока оставляет желать лучшего. В связи с этим он простится с «Астаной» на «Туре Алматы», а Ломбардию пропустит. Диего Роза скорее всего полностью сфокусируется на поддержке Ару. Вполне возможно, что и для Диего это будет последняя гонка в рядах коллектива Александра Винокурова.


Ромен Барде будет капитаном очень сильной по составу AG2R. Возможно именно французская команда будет самой активной наряду с «Астана» на тяжелой части гонки. Все грегари призера общего зачета «Тур де Франс» этого года находятся в приличной форме. Особенно хорош на последних гонках был Ян Бакелантс. В AG2R могут как устроить просев, так и отправить вперед своих ребят, заставляя работать впереди представителей других команд. У гонщиков французской команды было численное преимущество перед штурмом последнего подъема на «Милан - Турин», но извлечь выгоду они из этого не сумели, на Ломбардии подопечные Венсана Лавеню так упускать свой шанс не должны.

Барде мог быть одним из главных фаворитов гонки, но на «Милан - Турин» он так и не смог сбросить конкурентов с колеса, а на последнем километре Ромен не сумел ответить на ускорение Урана и некоторых других гонщиков, поэтому теперь шансы Урана и Чавес выглядят предпочтительнее.


У Lampre - Merida есть сразу два сильных гонщика, который могут надеяться на высокий результат сегодня. Диего Улисси проводит лучший сезон в своей уже не столь короткой карьере, но однодневки протяженностью около 250 километров всегда доставляли ему много трудностей, на 6-7 часов в седле его обычно не хватает. На недавнем чемпионате Европы Диего был лидером сборной Италии, но занял по итогам 232-м километровой гонки только девятое место. На этой неделе Улисси был в полном порядке, но «Милан - Турин» и «Тре Валли Варезине» по протяженности Ломбардии заметно уступает. Если же Улисси все-таки сумеет удержаться в основной группе до самого финиша, то побить его в спринте будет очень трудно.

Руй Кошта на последних гонках смотрелся очень прилично. Он не закончил «Милан - Турин», но это не должно никого смущать. Lampre - Merida сделала в тот ставку на Улисси, а португалец сэкономил силы для сегодняшней гонки. Кошта уже был призером «Джиро ди Ломбардия», было это как раз в 2014-м, когда гонка тоже финишировала в Бергамо. В отличие от Улисси Кошта как раз таки очень хорош на длинных однодневках. Единственной проблемой для экс-чемпиона мира может стать тяжелый маршрут, ему бы больше подошел более простой рельеф, в 2014-м гонка была заметно легче.


На роль темных лошадок может рассчитывать дуэт из Giant - Alpecin Варрен Баргиль и Том Дюмулен, Тони Галлопан из Lotto - Soudal, Бауке Моллема (Trek - Segafredo), а также Рофольдо Торрес из Androni Giocattoli. По составу team Sky и BMC Racing Team выглядят грозно, но похоже, что все их гонщики к концу сезона сильно устали и находятся не в самой лучшей форме. Тоже самое можно сказать о Рафале Майке из Tinkoff.


Найро Кинтана на гонке не появился, а значит можно поздравить Петера Сагана с победой в общем зачете мирового тура. Для участников «Джиро ди Ломбардия» словак недосягаем даже теоретически. Альберто Контадор был в предварительном составе участников, но в итоге на старте из-за болезни не выйдет.
Made on
Tilda