Пять неожиданных победителей этапов
супер-многодневок XXI века

Мы решили познакомить вас с самыми малоизвестными победителями этапов на гранд турах за последние 15 лет
Большинство этапов супер-многодневок выигрывают очень сильные спринтеры, раздельщики и генеральщики или горняки, которые проигрывают много времени в общем зачете, но достаточно сильные для того, чтобы выиграть этап из отрыва. В этом материале речь пойдет немного о других гонщиках.

Многие слышали о так называемых «транзитных этапах» гранд-туров. «Транзитные этапы», как правило, приходятся на вторую или начало третьей недели гонки. По рельефу такого рода этапы бывают слишком простыми для ярко выраженных горняков, но слишком сложными для чистых спринтеров или же команды спринтеров к этому времени оказываются уже слишком измотанными и просто не догоняют отрыв. Большинство героев нашего сегодняшнего материала выигрывали именно такие «транзитные этапы».

1
Имя: Хосе Хулия
Страна: Испания
Команда: Comunidad Valenciana - Kelme
Гранд тур: «Вуэльта - 2004». 16-ый этап. Оливенса - Касерес.
Знаменитая команда Висенте Бельды перед началом 2004-го года опустилась во второй дивизион, ее финансовое положение заметно ухудшилось, все звезды ее уже покинули, а сильнейшим гонщиком был молодой Алехандро Вальверде.

Хосе Хулия, как и Вальверде, родился в Мурсии и был на год старше легендарного в будущем гонщика. На тот момент Хулия гонялся в Kelme уже не первый год, но широкой болельщицкой среде он был почти неизвестен.

Гонщики вышли на старт 16-го этапа «Вуэльты» того года аккурат после дня отдыха, которому предшествовала тяжелейшая горная разделка на Сьерра Неваде.
Гонщики должны были проехать 190 километров по дорогам Эстремадуры, никаких серьезных подъемов на этапе не было. Сильнейший на тот момент спринтер в мире Алессандро Петакки с гонки уже сошел, выиграв перед этим четыре этапа, а другие спринтерские команды так и не смогли решить, кто будет догонять беглецов. Поэтому уехавший в начале этапа в отрыв получил большое преимущество и возможность разыграть победу. В отрыве было 13 гонщиков и Хулия был самым неизвестным из них. В числе попутчиков Хулии были такие ребята, как Данило ди Лука, Висенте Гарсия Акоста, Пабло Ластрас и Тадей Вальявец. Когда беглецы поняли, что их не догонят в отрыве, начались многочисленные атаки. За 15 километров до финиша образовалась группа лидеров из 6 гонщиков, а за 3 километра до финиша Хулия сумел совершить удачную атаку. Его преследователи начали оглядываться друг на друг и гонщик Comunidad Valenciana - Kelme получил возможность отпраздновать самую большую победу в карьере. Результаты того соревновательного дня можно посмотреть здесь.

Хосе одержал всего две победы за годы своей профессиональной карьеры, первая пришла к нему за пару месяцев до успеха на Вуэльте. Перед началом следующего сезона Вальверде ушел в Illes Balears (будущий Movistar) и взял земляка с собой. В Illes Balears Хулия безрезультативно отгонял два года и завершил карьеру в возрасте 27 лет.

2
Имя: Эллис Растелли
Страна: Италия
Команда: Liquigas-Pata
Гранд тур: «Джиро - 2001». Первый этап. Джулианова - Франкавилла-аль-Маре.
Первый этап «Джиро» в 2001-м вовсе не был «транзитным», но выигравший его итальянец Растелли, пожалуй, один из самых малоизвестных победителей этапов супер-многодневок. Именно поэтому мы немного о нем расскажем.

Эллис был достаточно неплохим гонщиком и показывал достойные результаты в молодежной категории, это позволило ему подписать контракт с Liquigas в 1998-м. На тот момент Liquigas был командой второго дивизиона, но в 2000-м они пошли на повышение. К 2001-му году у 26-летнего Растелли было две победы на профессиональном уровне, но на гонках не самого высокого уровня.

Пролог выиграл известный специалист по коротким разделкам Рик Вербрюгге, который преодолел 7,6 километра с рекордной средней скоростью 58,895 км/ч. На следующий день гонщики вышли на старт достаточно непростого первого группового этапа.
Гонщикам пришлось иметь дело с тяжелыми погодными условиями, один из главных фаворитов гонки Франческо Касагранде сломал в тот день запястье и не вышел на старт следующего этапа. Вперед уехал отрыв из двух гонщиков, которых пелотон догнал к решающим километрам этапа. На подъеме в Кьети, примерно за 20 километров до финиша, образовалась группа лидеров из 10 гонщиков, Растелли и еще несколько гонщиков сумели добрать ее на спуске. Украинец Владимир Дума выдал на улицах Франкавилла-аль-Маре затяжной спринт, но Растелли сумел обойти его на последних метрах. Это было полным сюрпризом. Результаты того соревновательного дня можно посмотреть здесь.

После победы на этапе «Джиро» Эллис подписал контракт с Gerolsteiner и еще дважды выступал на «Корса Роза», но та победа в 2001-м стала последней в его карьере. Он повесил велосипед на гвоздь в 2004-м, когда ему было 29.

3
Имя: Сергей Сметанин
Страна: Россия
Команда: Jazztel-Costa de Almeria
Гранд тур: «Вуэльта - 2002». 14-ый этап. Сантандер - Хихон.
В отличие от других героев этого материала, у нашего Сергея Сметанина больших проблем с количеством побед не было. Нельзя сказать, что он был малоизвестным гонщиком, но его самая большая победа в карьере добыта именно на «транзитном этапе» супер-многодневки, поэтому мы решили использовать возможность и напомнить как это было.

Большую часть своей карьеры Сметанин выступал в Испании и Португалии и добыл на местных гонках достаточно большое количество побед. В основном Сметанин выступал в командах второго дивизиона, но было пару лет и в элитной Vitalicio Seguros.

В 2002-м Сметанин уже имел большой опыт выступлений на «Вуэльте». Тогда он гонялся в команде Jazztel-Costa de Almeria. Многие болельщики со стажем помнят эту команду благодаря ярким цветам формы и постоянным атакам ее гонщиков.

По рельефу 14-ый этап той «Вуэльты» был достаточно простым. 190 километров преимущественно по равнине с двумя подъемами третьей категории.
Сметанин уехал в отрыв с Оскаром Лагуной из команды Relax и без особых проблем сбросил его на последнем подъеме, просолировав 25 заключительных километров. Пелотон не сумел догнать даже Лагуну, который сумел отстоять второе место. Результаты того соревновательного дня можно посмотреть здесь.

Как ни странно, но самая большая победа в карьере Сметанина стала и самой последней. По окончанию того сезона Сергей в 29 лет карьеру завершил.

4
Имя: Дамьен Монье
Страна: Франция
Команда: Cofidis, le Credit en ligne
Гранд тур: «Джиро - 2010». 17-ый этап. Брунико - Пейо Терме.
Большую часть своей карьеры долговязый француз провел в «Кофидисе», первые годы активно совмещая выступления на треке и на шоссе. Со временем Дамьен полностью сфокусировался на треке, но больших дивидендов сразу это не принесло. Лучше всего Дамьен чувствовал себя на горном рельефе.

Семнадцатый этап «Джиро – 2010» идеально подходит под определение «транзитный этап» – за день до этого гонщики проехали горную разделку, а впереди были еще два тяжелейших горных этапа.
Сформировался больший отрыв, в котором оказалось 19 гонщиков, в числе прочих в нем были Александр Ефимкин, Михаил Игнатьев, герои «Джиро» будущих лет Андрей Амадор и Стивен Крейсвейк, опытнейший Данило Хондо и Даниель Морено, который на тот момент еще не перешел в «Катюшу», а гонялся в бельгийской Lotto. Удивительно, но сильнейшим на последнем пологом, но выматывающем подъеме стал именно Монье. Результаты того соревновательного дня можно посмотреть здесь.

Монье отгонялся в Cofidis еще два сезона, эта громкая победа стала для него первой и единственной на профессиональном уровне. Последние годы Дамьен выступает в японской континентальной команде Bridgestone Anchor и покоряет преимущественно азиатские дороги.

5
Имя: Педро Диас Лобато
Страна: Испания
Команда: Paternina-Costa de Almeria
Гранд тур: «Вуэльта - 2003». 18-ый этап. Лас-Росас - Лас-Росас.
Партнер Сметанина по команде Педро Диас Лобато очень напоминает более известного в велосипедном мире Висенте Гарсию Акосту. Педро был достаточно высоким гонщиком и для гор был слишком тяжелым, в основном отмечался большим количеством атак на равнинных гонках. Его карьера в профессионалах был недолгой. Первый профессиональный контракт Диас Лобато подписал в год своего 26-летия с командой второго дивизиона Relax, а перед 2001-м годом перебрался в Jazztel-Costa de Almeria, которая перед 2003-м годом сменила титульного спонсора и стала называться Paternina-Costa de Almeria.
С самого старта 18-го этапа «Вуэльты - 2003» вперед уехал очень большой отрыв. Кстати в этом же отрыве ехал и все тот же Гарсия Акоста, да и другие ребята, которые были гораздо титулованнее Диаса Лобато. Пелотон в тот день беглецов отпускать не желал и большого преимущества у группы отрыва не было. Примерно за 20 километров до финиша Педро пошел в решающую попытку и воспользовался неслаженной работой своих недавних попутчиков. Он отлично знал эту местность, потому что родился и много тренировался в этих краях. Пелотон на финише проиграл ему всего 58 секунд и догнал часть беглецов. Результаты того соревновательного дня можно посмотреть здесь.

Всего Диас Лобато одержал три победы на профессиональном уровне, но остальные две не идут ни в какое сравнение с победой на «Вуэльте». Его карьера в профессионалах продлилась всего пять лет и закончилась в 2004-м году.

Мы продолжим знакомить вас с героями «транзитных этапов» и малоизвестными победителями этапов супер-многодневок в одном из следующих материалов.
Made on
Tilda